Все новости
ТЕАТР
17 Октября 2023, 10:40

Кот облегчённый

«Мурркулатура Гофмана» в Школе драматического искусства на Сретенке – это ровный,добросовестный спектакль по мировой классике (премьера прошла ровно год назад), в котором, однако, кое-чего не достает. Представление идет более 3 часов в зале «Манеж», где вместо сцены – большое пространство, легко превращающееся в многоуровневое (лестницы, балконы) . Работа с таким пространством представляет собой интересную задачу, с которой постановщики справляются по разному.

Помню, в «Безприданнице», шедшей здесь же, Дмитрий Крымов подчеркивал огромность этого пространства, завершая, а точнее продлевая его практически до бесконечности волжской панорамой на большом экране. В «Марркулатуре» появились лесенки, балконы, хоры, на которых располагался по ходу действия – вот именно, хор «людей театра», живописно наполняющих массовые сцены, а временами начинающих петь в академической манере (точнее – умело подавать музыкальные реплики). В общем, обстановка вполне традиционно соотносилась с княжеским замком, где и происходило действие. Думаю, про «Житейские воззрения кота Мурра» слышали и те, кто не читал Гофмана. Один из моих любимых романов, да и более того – на мой взгляд один из лучших образцов мировой прозы в абсолютной номинации.

Сейчас говорят, что постмодернизм кончился, а вот в «Мурре» он начинался 200 с лишним лет назад. Напомню: перед нами была якобы рукопись, в которой вперемешку соединились листы «серьезной» книги и неумелые записки ученого кота, который в «реальности» (лучше тут поставить кавычки) жил у одного из героев второй книги, маэстро Абрагама. Задор, чересполосица смыслов, тотальная пародия – одновременно на то, что описывается в «параллельной» книге, и на современную Гофману жизнь. Много философии, смеха сквозь слезы. Головокружительный текст, где, как положено постмодернизму, игру от правды, иронию от серьезности не отличишь. Я почему об этом говорю? Потому, что автор инсценировки и режиссер Екатерина Гранитова-Лавровская мимо почти всего вышеизложенного просто прошла. Она решила спектакль в духе этакой стилизованной костюмной комедии с песнями и музыкой конца восемнадцатого века, в таком итальянистом духе, почти дель арте, но не оно. Князья, принцы, монахи, волшебники (почти) – вот это все. Существенное спрямление, облегчение смыслов великой книги Гофмана дало, очевидно, некий прибыток в легкости игры и восприятия, но, при всех внешних признаках следования автору, получилось совсем иное, чем у него. Ну, все равно как если бы «Идиот» превратить в мюзикл. Почему бы и нет? Хотя, ей Богу, что-то восстает против этого. Ну ладно. Если судить по законам, установленным режиссером, то придраться особо не к чему. Хороши почти все. Особенно удались мужские роли.

Отмечу Андрея Финягина в роли Мурра, Андрея Харенко в роли его коварного друга, пуделя Понто – и, конечно, блистательного Игоря Яцко в роли маэстро Абрагама. А вот Федор Леонов, играющий капельмейстера Крейслера, на мой вкус. пережимает, изображая романтического героя уж слишком бурно и эмоционально. Хорошо музыкальное оформление спектакля (композитор Петр Айду).

В общем, интерпретация классики в театрах – это вечная тема для дискуссий (хотя некоторые режиссеры, похоже, считают, что темы как раз и нет – бери, да вороти, что захочешь, без оглядки на автора; неправы). Не раз писал: иногда в результате режиссерской интерпретации появляются новые, интересные смыслы. Тогда все оправдано. А в этом случае вольность режиссера обедняет классика. Тут даже конец счастливый приделан, чтобы не выходить за рамки комедийного! Нехорошо-с, мур!

Автор: Михаил ГУНДАРИН

Читайте нас: