Все новости
ТЕАТР
6 Декабря 2022, 14:00

Все-таки скоты

"Мария Стюарт" Петра Шерешевского (по Шиллеру, само собой) в МТЮЗе - это мультимедийное шоу с политической окраской. 

Имеющийся подзаголовок "История одного убийства" исчерпывает содержание. Мария содержится в камере, одетая в тюремную робу российского образца. Шиллеровские лорды, соответственно, в камуфляже. Даже операторы на сцене одеты как охранники. Имеется также длинный белый стол "как у Путина". И королева - натурально, диктаторша и садистка с манерами атаманши из "Бременских музыкантов". Мария, наоборот, чистая жертва, без каких либо психологических нюансов. Есть также про уличные протесты (нечто давно прошедшее, но, как видно, сильно травмировавшее тусовку - все забыть не могут).

А где же любовь, прославившая, собственно, эту пьесу? - спросит кто-нибудь сентиментально. Фигу вам в кармане, а не то, что вы подумали. Таково общее место современной московской сцены - унылая оппозиционность. Голое "абличение", обедняющее и искажающее первоисточник, сводящее его к какому-то фельетону или памфлету. Здесь также.

Но зато Шерешевский постарался компенсировать скудность содержания богатством приема. Операторы на сцене, транслирующие происходящее на экран - это сейчас мы наблюдаем, кажется, в каждом третьем спектакле. Но здесь экран побольше, операторы понастырнее, видеорежиссура поизобретательнее. Мы видим актера одновременно с разных ракурсов - если на сцене он у нас лицом, то на огромном экране - в профиль. Действие разворачивается одновременно в двух средах, сценической и видео. Это ужасно раздражает поначалу, потом как-то привыкаешь. Иногда признаешь - решение той или иной сцены придумано ловко.

Вот, например, полностью одетая королева льет на голую Марию, сьежившуюся в ванной, воду. Продолжая при этом поучать ее. Внятная метафора доминирования! На экране это крупным планом, на сцене - за ширмой, что создаёт видимость сложного, многомерного пространства. Но уже следующие видеоэкзерсисы скорее вызывают недоумение. Ну да, да, следящие за всем камеры Большой Брат, мы уже поняли, дайте актеру нормально пожить на площадке! Не дают. А ведь смешение различных, во многом альтернативных друг другу, сред обитания, таких как видео и живое представление, требует не только ловкости, но и тонкости, деликатности, чего в спектакле нет и в помине.

Впрочем, актеры, словно борясь за свое существование с собственными видеодвойниками, играют ярко. За что и выдвинуты на "Золотую маску" - и дуэт Королевы и Марии (Виктория Верберг и София Сливина), и бароны - жёсткий королев кий функционер, изображающий чиновника администрации президента, Барли (Сергей Погосян), молодой сторонник Марии Мортимер (Илья Шляга). Я бы отметил и исполнителя Лестера Игоря Балалаева. Получил номинацию и сам спектакль (ох, сдается мне, не обошлось и тут без оппозиционности). На сцене, кстати, все ещё и поют вживую, преимущественно шансон и Modern Talking (последнее, видимо, намек - современный идёт разговор!). Много эротических моментов. Постдрама как есть! Ну а в целом...

Вот Богомолов с классикой и не такое делает. Но есть в его лучших вещах какой-то полет, какое-то колдовство (пусть и темное часто), во многом искупающее прегрешение радикального интерпретаторства. Шерешевский куда более рационален, он поставил все на прием, но этого, считаю, недостаточно. Ну и, черт возьми, всё же Марию Стюарт мы любим не за ее сомнительную оппозиционность. Перечитайте хотя бы цикл Бродского, посвященный ей (оттуда взята цитата-заголовок).


Мой рейтинг 7/10

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: