Все новости
ТЕАТР
20 Ноября 2022, 13:00

А дочитать было слабо?

"Омон Ра" на Малой сцене МХТ (премьера состоялась совсем недавно, этой осенью) пример в целом качественного, но бессмысленного - а точнее, идущего поперек авторскому замыслу - зрелища.

Тут, думаю, многое определилось опытом и установками постановщика - Михаил Рахлин до этого ставил в МХТ преимущественно капустники, в чем, по всеобщему признанию, преуспел. В общем, оно и видно. Актерский ансамбль на сцене присутствует (и исполнитель заглавной роли Алексей Красненков, и Александр Семчев, малоузнаваемый в образе, и другие актеры прямо молодцы). Оформление сценического пространства - как и костюмы персонажей - адекватно и высокопрофессионально. Музыка Pink Floyd, использованная в нужных местах, берет за душу. Мизансцены выстроены, что называется, волосок к волоску. Спектакль идёт два часа с одним антрактом и заканчивается ни раньше, ни позже, а прямо когда надо. И все это для меня обессмысливается абсолютным искажением авторского замысла. А если зрители книгу Пелевина не читали, то и вовсе жульничество выходит.

Мы, конечно, привыкли к театральным интерпретациям литературной основы вольным, а иногда и возмутительно искажающим первооснову. Но то Достоевский, Чехов, Толстой (все никак не забуду, как Туминас сделал из "Войны и мира" пацифистскую агитку). Они, извините, умерли, и судить тех, кто их исказил, будет, так сказать, суд вечности. Ну или мы с вами, зрители. При том наготове защитники "свободы интерпретаций".А тут Пелевин, вполне себе живой и популярнейший. За такое, знаете, и в суд можно (впрочем, не удивлюсь, если большому оригиналу и мизантропу, затворнику тож Пелевину дела до судьбы своего старого романа нет; но читателям-то есть).

Итак: роман "Омон Ра", вышедший 30 лет назад, с большим сарказмом прошёлся по советской космической мифологии. Например, в училище имени Маресьева курсантам и правда отпиливали ноги. А луноход управлялся не автоматикой, а космонавтом-смертником - им как раз и должен был стать Омон Кривомазов, позывной "Ра". Ну и так далее. Плюс модные в то время элементы оккультизма и вообще вселенского стеба - который (и я хорошо помню это впечатление от первого прочтенич) все же оставался у Пелевина смехом сквозь слезы. На фоне оптимистичных болванов того времени, пляшущих на руинах Союза, эта нота прозвучала неожиданно и сразу (навсегда!) выделила Пелевина из прочих.

Ну а Михаила Рахлина, 30 лет спустя, можно поздравить с вступлением в когорту сатириков-ненавистников совка. К этому сводится главная мысль постановки - злые дядьки в кумачовой спецодежде губят мечты и надежды юношества. Очень своевременно! Ну и не без намека на дядек нынешних , это уж на нашей сцене сегодня распространено повсеместно. Фиги карманов не покидают. Спектакль кончается гибелью Омона. Но у Пелевина-то роман на этом НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ! Создатели спектакля в МХТ не дочитали последних десяти страниц! А на них повествуется, что луноход оказался имитацией, никакой Луны не было, были декорации шоу, из которых можно и нужно сбегать. Что герой Пелевина и сделал. Это ведь коренная мысль пелевинского творчества: ты сам определяешь свои пути, никакой "совок", никакое начальство тебе не указ и не помеха. Весь этот жестокий мир лишь декорация! Вот что у Пелевина режиссер Рахлин вырезал как заправский цензор. Это как если бы Раскольников взял и повесился, и не было бы каторги и духовного выздоровления (что для Достоевского самое главное). Остался бы детективчик с поучительным финалом - мол, студент не вынес мук совести и свёл счёты с жизнью-с. Не грешите и живы останетесь. Экая пошлость.

Вот в такую, только антисоветскую, агитку Рахлин превратил роман Пелевина. Жаль зрителей (а был аншлаг), которые, купившись на ударные, хоть и немудреные режиссерские приемы, пройдут мимо истинного смысла яркого, глубокого романа молодого Пелевина.


Мой рейтинг 6/10

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: