Все новости
ТЕАТР
9 Января 2022, 13:51

Ни мира, ни войны, а армию распустить

"Война и Мир" Римаса Туминаса в Театре имени Вахтангова - длиннющая (пять часов!!) семейная мелодрама. Именно так! Вернее было бы назвать это все "Сцены из романа". Отбор сцен проведен жестко и целенаправленно. Представьте, здесь нет неба Аустерлица! Нет дуба! Нет Платона Каратаева! Нет Кутузова и Наполеона. Да и с войной не густо... Знакомая нам со школьных интерпретаций "мысль народная" отсутствует в постановке вообще. Это, несомненно, принципиальная позиция режиссера.

Что до русского патриотизма, народного подъёма то Туминасу эта тема чужда, а то и явно неприятна. Проявления патриотического начала даны лишь в комической или психопатологической форме. Вроде истерики кого-то из "светской массовки" (есть там такой неразличимый между собой "хор") по поводу засилья в театрах иностранного репертуара ( вы помните у Толстого такой эпизод? Я вот нет. А создатели отыскали). Или натуральной паранойи некоторых персонажей, готовых поджигать свои дома и убивать всех (на фото внизу - тихая и скромная всю дорогу княжна Марья в исполнении Полины Чернышовой внезапно набрасывается на француженку-компаньонку, обвиняя ее в намерении перейти на сторону врага).

Вообще, война - это как-то нехорошо-с. Пацифизм рулит!! Зачем думать о России, о победе, надо радоваться жизни и самосовершенствоваться. Именно это прозвучало в финальном монологе Пьера Безухова и, конечно, было радостно поддержано залом. Короче, Толстого тут нет . Ах да - он как раз появляется как таковой, бородатый старик пару раз проходит посредине действия по сцене и выходит на поклоны, но не кланяется, а укоризненно качает головой. Такой постмодернистский жест - дескать, вольно проинтерпретированный автор укоряет режиссера и тот, выпуская его на сцену, как бы перед ним извиняется. Таких жестов во вполне ироничном (и нисколько не патетичном) спектакле немало. Патетику семейных объяснений и разборок, в частности,снимает "человек театра", обозначенный в списке персонажей как Ушелец - подсовывающий, например, Пьеру в момент разборок с Элен табуретку, мол, пусти в ход. Пьер воздерживается. В известном смысле такие интерпретации классики ещё хлеще богомоловских. Там понятно - фарс, гиньоль, отсебятина во всем. Какой болван будет судить о романе Бесы" по его версии у Богомолова! Тут - идет ползучие искажение самой сути. Не читавший эпопеи получит о ней самое превратное представление! Как о какой-то утомительной череде разборок и скандалов....но и любви-дружбы, впрочем, тоже. Совершенно непонятно, зачем все это было растягивать на 5 часов! Думаю, это тоже постмодернистский жест: дать представление, как длинен и непрост для освоения оригинал...

Но что же осталось в спектакле, действующие лица которого даже в программке разбиты по семьям - Безуховы, Болконский, Друбецкиеи и т.п.? Много чего хорошего. Туминас на пике своей режиссерской формы. Театральная магия присутствует и прямо льется в зал со сцены - на которой, кстати, вообще нет декораций, только огромная серая стена, то приближающаяся из глубины и выводящая персонажей на авансцену, то удаляющаяся и открывающая огромное пустоте пространство. Серого цвета - а вернее, стального, как и повседневные одежды большинства персонажей. Такая сценография сосредотачивает внимание публики на исполнителях. Но и делает их обитание на сцене особо ответственным! И актеры справляются блестяще.

Ансамбль здесь сложился уникальный, на него работают все - особенно старая гвардия, Евгений Князев (Болконский старший), Сергей Маковецкий и Ирина Купченко (Ростовы). Ну и прочие хороши. Андрей Болконский (Виктор Добронравов),Пьер Безухов (Павел Попов), Наташа (Ксения Трейстер, она ещё студентка) и остальные буквально сплетаются психологически в динамичных сценах - и стремительно переходят к сценам следующим. Любимчик режиссера - явно Пьер, представший этаким безобидным фриком в противовес строгому, мрачному, неприятному Андрею. Который, впрочем, по режиссерской концепции, перед смертью тоже все осознал, и, очевидно, в следующий раз не на войну бы пошел (фу!), а медитировать. Наташа - вполне крепкая, сильная девица - всю дорогу скачет по сцене, в буквальном смысле, задирая юбки. Что означает, само собой, ее энергичность и жизнелюбие. Жаль, что ее жизнь с Пьером осталась за кадром, а то посмотрели бы мы, как они самосовершенствуются на пару. Бодрости действию добавляет великосветская массовка, ею комментируются те или иные перепетии - и очень комично, по мнению режиссера, она изображает патриотический порыв, буквально снимая с себя одежды в пользу, так сказать, фронта (но не все, к счастью). Другого народа у Туминаса в толстовской романе не нашлось.

В общем, зрителю скучать некогда. В зале, кстати, переаншлаг, ещё и лишние билетики спрашивают. Интерпретированный удобно для публики классик (понятно, что толстовских рассуждений о сути бытия тут тоже нет), плюс высококлассная организация спектакля, плюс слаженная работа звёзд и молодежи - в итоге шумный успех. Толстой в нем не виноват.  

Мой рейтинг 8/10

Источник

Михаил ГУНДАРИН

Читайте нас: