Я живая и сильная. Я ведаю руку мастера
Все новости
ТЕАТР
30 Марта 2020, 20:10

Театр дома: о записях опер Мариинского театра

Вот никак не предполагал, что с появлением карантина в моей жизни станет больше культуры. В данном случае я говорю о театре. Мариинский театр – это всегда качество (по большей части), большой репертуар и впечатления на всю жизнь, но, увы, не все могут туда попасть, хотя бы из-за того, что живут в другом городе. Но вот коронавирус дал возможность всей России хотя бы одним глазком взглянуть на лучшие оперы и балеты этого театра. Конечно, когда сидишь дома и просто смотришь в экран компьютера или телевизора (если подключить к нему) – это немножко вредит чарующей атмосфере театрального торжества души, но выбирать не приходится.

Мне удалось посмотреть только две оперы по классическим сказкам нетленного Александра Сергеевича Пушкина, конечно, в записях 2014–2016 года (никто новые ставить не собирается, но не будем сегодня об этом). Обе постановки с визуальной стороны просто великолепны. К съёмкам подошли очень ответственно: крупные планы, записи голосов, качество записи – лично для меня этого с лихвой хватило, чтобы перенестись в бархатные кресла большого зала Мариинского театра.
Дабы сразу расставить все точки над «и», начну с не самого приятного: опера Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» с режиссурой Анны Матисон. Ещё в 2014-м году к режиссёрскому пульту пустили молодую особу, что вызвало замешательство критиков и публики, и теперь я, кажется, понял, почему. Начало оперы вполне себе интригует: на сцене большой красивый сказочный сундук цвета тёмного золота, а рядом любопытная туристка с рюкзачком в виде жёлтого петушка за спиной. Девчонка всячески пытается пролезть в щелочку, но возникают два огромных зелёных глаза, а затем видеоизображение огромного зелёного питона. Потом из дверцы в стене появляется манекенообразный джентльмен в котелке и с тростью – Звездочёт. Согласен, завлекательно, но уже нарушается шаблонность представления о сказке Пушкина, а происходит это из-за того, что в дальнейшем золотым петушком будет именно эта девушка-турист. Это был бы интересный ход, если бы героиню просто приняли за «волшебную птицу» и она подстраивалась под эту ситуацию. Но действия, которые мы имеем в финальной версии, просто приводят в ступор.
Деваха из пролога оказывается Петушком. А когда Додон требует: «Пусть, ни мига не теряя, принесут мне Попугая» – выходит танцовщица, у которой на всю оставшуюся оперу завязываются с Петушком отношения столь недвусмысленные, что впору ставить на афише 18+. Но как мы помним из сказки, сам царь-батюшка собирается на битву, и тут явно была попытка сатиры: властитель надевает наинелепейший доспех в виде того же купола, в руках у него каравай вместо щита, в то время, как доблестные его солдаты ломают створки окон и так же используют их в качестве оружия. На этом сумасбродном моменте оканчивается первый акт.
Во втором акте этот гремучий псевдорусский антураж сменится царством Шамаханской царицы, где посреди холмиков, усеянных синими светящимися цветочками, возвышается дерево (неожиданно) из змей. А вот сама Царица (Аида Гарифуллина) вышла на удивление неплохо, этакая «фея драже»: красная полупрозрачная короткая туника, белые распущенные волосы – очень волшебно, но как-то не по-восточному. Уж слишком вызывающе. Начинается какой-то фарс: сначала строится любовный треугольник между Царицей, Додоном и Полканом, потом белобрысая красотка надевает на царя ошейник и шутовской колпак и заставляет несчастного старика неуклюже танцевать.
Финальный акт уничтожил всё понятное в этой опере: после смерти царя Царица исчезает, а Петушок обряжает Попугая в свою юбку, отдаёт свой рюкзак и сам оказывается блондинкой, которая «хомутала» старика. Как это вышло, почему так получилось? Режиссёр, как было заявлено, пытался создать глубокомысленную сатиру внутри сказочной оперы, но что-то уж перемудрил. Если такие «сюжетные твисты» – тяжело переварить даже взрослому, представьте, каково будет детям – основной аудитории данной сказки. Получился винегрет из ненужных аллюзий, разнобойных костюмов разных эпох и непонятной сатиры, а ведь задумывалось так красиво.
Что касается музыки и голосов (оперу всё-таки смотрели), то, я думаю, комментарии излишни: всё прекрасно, Римского-Корсакова испортить нельзя.
После двух вечеров за просмотром прекрасных оперных постановок, хочется сказать, что есть в театре какое-то неуловимое волшебство, которое не может уничтожить даже карантин. Наоборот, в такие опасные времена, когда человеческие жизни находятся на волоске, искусство становится ещё нужнее, словно оркестр, играющий на тонущем «Титанике» в известном фильме. То, что театры в свободном доступе транслируют сегодня свои самые лучшие постановки – это воодушевляет и сопрягает не просто человека и культуру, но человека и народность в самом широком понимании этого смысла.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: