Все новости
ТЕАТР
23 Марта 2020, 16:14

«Солнечные линии» внутри «The Театра»

Может ли театр стать терапией для семейной пары и профилактикой для влюблённых? До вчерашнего дня я бы ещё задумался, но сегодня в этом у меня нет никаких сомнений, и это благодаря частному проекту «The Театр». Лично я был настроен скептически, идя в это место впервые: всё-таки от современного искусства по привычке ждёшь какого-то перформанса, сложного и неуловимого, возможно даже придётся гуглить, чтобы правильно уловить «месседж». Положа руку на сердце, я признаю, что был не прав.

Как сказал бы театрал: «Давали “Солнечную линию” по одноимённой пьесе Ивана Вырыпаева». На этом классическое понятие о театре должно себя вычеркнуть и уступить место чему-то новому: супружеская пара Барбара и Вернер после семи лет брака «дошли до ручки», но не до вывода о том, что же делать дальше. Вот уже семь часов подряд продолжается их душевная борьба, а перемирия не видно. Всё потому, что два человека, в сущности, совершенно не знают друг друга: их разделяют не только стены и двери собственной квартиры, но и непреодолимая в сознании солнечная линия. И кто бы мог подумать, что для того чтобы визуализировать мысли людей, которые по тем или иным причинам не могут услышать друг друга нужны всего лишь две движущиеся стены, образующие несколько углов.
В самом начале пьесы пара находится по разные стороны этого барьера и все их слова «бьются» о глухой кирпич «абсолютного непонимания всего». Но вот мысли, чувства и сами стены начинают двигаться, а вместе с этим и диалог переходит уже в другую плоскость – теперь это не узкое пространство грязной, обшарпанной квартиры, а чертоги разума главных героев. Так, с болью и драками, делая шаг в пустоту другого человека, преодолевается эта «солнечная черта». Видимо, это и хотел сказать автор, говоря о своём произведении: «Я хотел показать механизм, почему люди не могут найти контакт, что им мешает. В пьесе показано пять-шесть таких механизмов: от банальных – когда мы не слышим друг друга и перебиваем, до максимальных – когда мы воспринимаем реальность по-разному: когда один говорит: "Я сейчас извинялся перед тобой" – "Что ты сейчас делал? Это ты сейчас делал?!"».
Актёры прекрасны: Тамара Адамова и Артём Самигуллин вдвоём смогли показать всю многогранность супружеских ссор, как бы глупо это не звучало. Палитра весьма обширная – от первобытных инстинктов до перевоплощения в абсолютно других людей. За этим просто интересно наблюдать, даже без привязки к основному сюжету.
Хотя пьеса и представляет собой камерную историю взаимоотношений «одной сатаны», но ощущается она куда глобальнее и поспособствовала этому сама обстановка театра. Сам зал «The Театра» не предполагает какой-либо сцены или помоста, на котором и будет происходить «весь движ», а потому актёры играют непосредственно перед зрителем – создаётся эффект полного присутствия. Грамотно распределяя пространство, создатели проекта, возможно, сами того не осознавая, сделали маленькую вселенную внутри небольшого зала, где на пару часов можно понять больше, чем за много лет. И оттого было ещё приятнее видеть на спектакле влюблённые пары: эта по-хорошему интимная обстановка, которая вопреки логике создаётся в толпе, в общественном месте. В такой атмосфере особенно широко раскрывается душа, чтобы вписать послание актёров и драматурга – ну, а тут сам бог велел, про взаимоотношения всё же.
«The Театр» создал уникальную по своим функциям площадку – это не просто место, где можно с удовольствием провести время, но и точка соприкосновения «не такого» искусства с народом. Особенно это актуально сегодня, когда классические театры драмы, оперы и балета набили оскомину и стоят серьёзных денег (если, конечно, речь идёт об удобствах), а некоторые представители современной культуры дискредитировали себя. Просторные залы с колоннами, живым оркестром – вещь, бесспорно, классическая, но стоит учитывать, что порой лишний пафос может больше обязывать зрителя к чему-либо, нежели неформальная обстановка частного, камерного театра. В связи с этим, хотелось бы поблагодарить представителей «рыцарства культуры», «The Театр», за то, что делают самые сложные вещи, такие, как диалектика человеческой души, простыми и доступными, укладывая все свои мысли в самые быстрые полтора часа.
Владислав БУРУХИН