Что готовит мне грядущий третий заключительный день Второй II международной книжной ярмарки «Китап-байрам»?
Этим вопросом я задавался пока проходил пропускной пункт с магнитным турникетом со стороны технопарка БГПУ им. Акмуллы. Покорно положил на мокрый от дождя стол свой телефон прямо в дождевую воду, мелкими каплями облепившую всю поверхность. Раскрыл черный рюкзак, показал нутро своей скромной ноши. Получив одобрительный кивок блюдущего службу стюарда, шагнул под козырек административного корпуса педагогического университета и нажал на наушниках кнопку «плей».
И тут как с неба полилось...
Яркий ядовито-зелёный цвет накидок с надписью «Стюард» на иностранном языке мелькают тут и там по периметру пространства. Зрители внимательно слушают юных чтецов – те в порядке очереди поднимаются на «Акмуллинскую сцену», чтобы уже оттуда усердно продекламировать стихотворения уважаемых национальных поэтов.
Привлекла к себе живое внимание группа актеров в цветастых народных костюмах. Выяснилось, что это участники самодеятельного национального коллектива из деревни Кайраково, Кайраковского сельсовета, что находится в Мишкинском районе Башкортостана. Оказывается, эта деревня совершенно этническая — 98% населения составляют марийцы. Резной стол и расписанные красными и желтыми цветами скамьи вынесли бравые мужички. Их тут же облепили воркующие женщины с капорами на голове и платками на плечах, в расшитых вручную узорчатых нагрудниках, в красивых плиссированных юбках разных оттенков. Любопытные зеваки и преданные зрители рисковали стать участниками радостного события — обряда марийской свадьбы. Народная щепетильность, где-то даже дотошность, и желание участников в точности до мелочей следовать обрядовому укладу, заметно читались на лицах Кайраковчан. Они то и дело переставляли скромную мебелишку, двигали скамеечки туда-сюда, поправляли ленты и водружали самовар аккурат в самый центр столешницы. Их одергивали видео операторы, которые уже выставили кадр и потому возмущались: «Ну, что же вы ставите в центр, ну, договаривались же, ну, ничего же не видно будет, ну!»
В четырех шагах от готовящегося свадебного застолья с самоваром и песнями под кроной раскидистого тополя примостились молодые люди. Парень в расшитой рубахе держал под мышкой барабан с большими мембранами из натуральной кожи с обеих сторон, в другой руке сжимал палки-маллеты. Рядом юная девушка в ослепительном платье небесного цвета и шапочкой из круглых металлических пластинок, как оказалось при ближайшем рассмотрении, монеток на голове. Сомнений нет, это невеста, та самая особа, вокруг которой разгорелся весь этот сыр-бор. Не удержался, воскликнул: «Как вам удается сохранять спокойствие и умиротворенность? Ведь тяжелая же шапочка!». Девушка улыбнулась и бойко отшутилась: «Тяжело, но как красиво!». Молодой человек лаконично, но при этом обстоятельно, рассказал мне, как коллектив добрался до столицы, как их приняли, как переоблачались, и что сейчас будет происходить. До конца услышать рассказ мне не удалось. Руководитель народного ансамбля, как и подобает начальству, уверенным жестом пригласил марийских актеров начинать. «И-и-и, начали!»
«Здравствуйте, а вы и сегодня здесь?» — услышал звонкий девичий голос за спиной. Я развернулся, стянул наушники с головы на шею: «Да, а вы на книжках?». Девчонки-волонтёры показали руками в сторону своих стендов и побежали на места. Приветливые такие, отзывчивые.
Я двинулся по книжному проспекту. Заглядывал в киоски, ларьки и палатки по ходу движения.
А вот и стенд сбора книг для жителей Донбасса. Милая студентка историко-английского факультета, одна из ответственных за эту точку, поделилась со мной замечательным известием: «По факту мы еще час назад собрали тысячу книг!» Подошла невысокая женщина преклонного возраста, поставила пакет с книгами на тумбу: «Примите книжки для детишек в Украину. Пусть читают и язык родной не забывают. Я им дарственные надписи с пожеланиями мира и приглашением в Уфу написала. Им будет приятно». Студентка поблагодарила, заверила старушку, что все передадут. Когда женщина отошла от тумбы, юная приемщица книг продолжила: «Акция наша не заканчивается, а продолжится в Черниковке в парке возле музея Победы. Если у кого желание есть или захотят избавиться от лишних, уже прочитанных книг, могут туда принести. Там с радостью примут».
Дождь опять начал накрапывать, но книголюбы все прибывали. Люди шли не тесной цепью, как вчера, а разрозненно, поодиночке, разве что обладатели широкой российской души накрывали друзей или родственников накидками, делились с ними местом под зонтом в руках.
Некоторые прохожие удивили тем, что наотрез отказались укрыть своими зонтиками мокнущих под дождем великих русских писателей и поэтов. Но мир не без добрых людей! Нашлись и те, кто не посчитал зазорным подержать свои «параплюи» над подмоченными ростовыми фигурами, сказать им несколько тёплых слов и сделать памятные фото. Стоит ли умолчать, что я уловил на слух несколько цитат, прозвучавших от влюбленной парочки, которые делали фото на память с известным хулиганом и гулякой Сергеем Есениным.
Облака разошлись на несколько минут и показали солнце. Теплые лучи играли в каплях на листве, стеклах, лужах и мраморе. Суетливо забегали журналисты из одного зала под открытым небом в другой. Увлеченный этим движением, я заглянул в шатер «Лекторий» и тут же столкнулся с известным ныне писателем Олегом Ройем в окружении смазливых поклонниц и автором книг, журналистом и радио ведущим Михаилом Шахназаровым.
Притягивают книги, зовут, шепчут с полок: «Возьми меня в руки. Открой, полистай. Понравилась? А теперь забери меня и сделай своей». Но нужно держать в руках не только себя, но и фотоаппарат. Какая всё-таки радость выбирать себе книгу! И чудо.
И грянул дождь, который смоет с брусчатки трудовой пот организаторов, участников, волонтеров и персонала, снесет волнами грязь и пыль с уфимского асфальта. Потоками с небес закончен для меня запоминающийся, а для многих знаковый праздник — Вторая II международная книжная ярмарка «Китап-байрам».