В тот период времени к нам «на огонек» частенько захаживал неутомимый, неравнодушный ко всему, что происходит вокруг, наш лучший внештатник Мугалим Галимов, работавший старшим инженером Управления сельского хозяйства, а несколько позже – директором Благовещенского хлебоприемного пункта. Ему, прошедшему две войны, было что вспомнить и чем поделиться, особенно в кругу людей, близких по духу, по мироощущению, по «рисунку» судьбы.
Обычно, показавшись в проеме всегда открытой двери в общую комнату бревенчатого дома по улице Коммунистическая, 36, он в шутку вопрошал: «Ну что, братцы мои, все скрипим?» «Так точно, товарищ старший сержант, и перья скрипят, и сами скрипим помаленьку», – в тон ему отвечал Никитин, который, в отличие от нас, разъездных, в силу своей должности и уже весьма солидного возраста, всегда был на месте – терпеливо корпел над листами из-под машинки и рукописями, устилавшими зеленое сукно массивного стола. Кстати, Семен Трофимович предпочитал по старинке писать и править тексты перьевой авторучкой, заправленной чернилами, поэтому «прикол» гостя относил прежде всего к себе.
Переходя к делам насущным, Галимов доставал из потрепанной папочки то информационную заметку, то зарисовку о ком-либо из своих друзей-товарищей, то очерк-воспоминание о фронтовых сражениях тридцатилетней давности. Плодотворное сотрудничество М. Галимова с «районкой» и республиканскими изданиями продолжалось минимум четверть века. На страницах газет нашли свое место такие публикации о заслуженных земляках, как «Ни шагу назад!» (о А. Криницыне), «Погибший, но… живой!» (о Г. Чернобае), «Вперед, на запад» (о И. Тимофееве), «И в труде, как в бою» (о А. Гулине), «Катюши» (светлой памяти М. Байрушина) и целый ряд других. Все его материалы основывались на реальных событиях и достоверных фактах.
Родина М. Галимова – деревня Ябалаклы Чишминского района. С отличием окончил семилетку, затем – педагогический рабфак. В октябре 1939 года – призыв в армию, учеба в школе младших командиров, участие в зимней войне с белофиннами, в жестоких боях при преодолении сверхукрепленной «линии Маннергейма», где в глубоких снегах остались лежать сотни тысяч красноармейцев. Служба на военно-морской базе полуострова Ханко. С ноября 1941 года в составе 270-го стрелкового полка участвовал в обороне Ленинграда на стратегически важных островах Хорсен, Меден, Котлин с его мощным огневым щитом – Кронштадтом. Красноречивая цифра: на Ораниенбаумском плацдарме удалось «связать» наступление на северную столицу 50-тысячной немецкой армады.
В январе 1943 года командир отделения Галимов в составе 136-й стрелковой дивизии генерала Симоняка участвовал в успешной операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, а ровно через год – в еще более масштабной Ленинградско-Новгородской стратегической операции, в результате которой угроза непокоренному городу на Неве была полностью ликвидирована, прилегающие территории неуклонно освобождались от фашистской удавки. В этих грандиозных событиях особенно отличилась 48-я стрелковая Краснознаменная дивизия, вошедшая в состав 2-й Ударной армии легендарного генерала Федюнинского. В ее рядах воевал и старший сержант Галимов, являя для своих подчиненных пример доблести и отваги.
Приведу лишь один эпизод из многих аналогичных, который с полным основанием можно отнести к героическим. Из наградного листа по 328-му стрелковому полку: «Тов. Галимов в бою 14 января 1944 года уничтожил вражеский дзот, который задерживал продвижение 6-й роты. Действуя смело и решительно, он скрытно подобрался к пулеметному гнезду и забросал его гранатами. Огневая точка противника была полностью уничтожена, наше наступление на важном участке возобновилось с удвоенной силой». За этот подвиг М. Галимов удостоился ордена Славы 3-й степени.
Среди его соратников по оружию были и такие, кто повторил немеркнущий шаг в вечность славного сына Башкирии Александра Матросова. Так, красноармеец-связист Дмитрий Молодцов (фамилия оказалась вещей!) при прорыве блокады в критический момент закрыл вражеский пулемет своим телом и спас десятки жизней.
Мощные прорывы 2-й Ударной армии с воздуха прикрывали летчики ВВС Балтфлота, в их числе и наш земляк – благовещенец Юрий Шорин (будучи офицером запаса, работал на руководящих должностях на арматурном заводе).
На фронте М. Галимов был четырежды тяжело ранен, но, едва немного поправившись, покидал госпиталь и возвращался в строй. Изможденных людей, кроме пуль и осколков, жестоко донимали и такие «враги», как постоянный холод в промерзших окопах, в ледяных торосах, пронизывающие до костей морские ветра, мизерный блокадный продпаек. Обороняли рубежи в состоянии предельного истощения. И все-таки не только выстояли, но и – пробил час! – погнали захватчиков вспять.
Начало 1945-го М. Галимов встретил в стенах Горьковского военно-политического училища, но в конце года был вынужден уволиться из-за ухудшения здоровья. Вернулся в родные края настоящим героем: его грудь украшали два ордена Славы, орден Отечественной войны 1-й степени, медаль «За оборону Ленинграда», особые знаки в память об участии в крупных победоносных компаниях.
Послевоенная жизнь Мугалима Хаматгалимовича была наполнена трудовыми достижениями и продуктивной общественной деятельностью. В 1946 году женился на миловидной Фаине, проворной мастерице-искуснице. Брак оказался счастливым, шли по жизни рука об руку пятьдесят пять лет, подняли пятерых детей, успели порадоваться двенадцати внукам и трем правнукам.
Обладая сильным характером, ветеран до самого преклонного возраста не позволял себе залеживаться, любил пройтись по берегу Белой, благо жил неподалеку. Однажды мне довелось наблюдать его заплыв в прохладных речных водах. Подойдя поздороваться, поразился глубоким шрамам на его торсе. «Отметины войны, – пояснил он, перехватив мой вопросительный взгляд, – это под Нарвой, это под Ропшей… Один осколок до сих пор в легких сидит».
За ратные и трудовые заслуги, весомый вклад в историю страны, патриотическое воспитание молодежи М.Х. Галимову в сентябре 2012 года присвоено звание «Почетный гражданин муниципального района».
13 июля 2013 года город узнал о горькой утрате. Замечательный, неординарный человек покинул нас физически, но оставил после себя благодатное кармическое поле, неиссякаемый заряд энергии и оптимизма.
Один из сыновей Мугалима, Ирик, – профессиональный художник, поистине благодарный потомок, достойный памяти именитого отца. На персональной выставке, посвященной 70-летию Победы, центральное место среди картин занимал рукотворный портрет Галимова-старшего при всех наградах. Запечатлелась также картина, на которой изображен марш-бросок лыжного подразделения в седых прибалтийских сумерках. Под маскхалатом одного из автоматчиков угадывается боец Галимов. Кроме того, Ирик Мугалимович вдохновился на создание поэмы под названием «Когда еще не было меня…».
Дочь нашего героя, Зухра, осуществила нелегкое, нужное и благородное дело – в 2018 году издала в Уфе книгу, посвященную воинам Ленинградского и Волховского фронтов, однополчанам отца. В ней прослеживается хронология грозных событий, приводится список сослуживцев с краткими характеристиками. При комплектовании книги использованы материалы Воениздата, архивные документы, газетные публикации, свидетельства участников событий, фотоснимки той поры. По одному экземпляру эксклюзивного издания подарено библиотекам, краеведческому музею, в офисы администрации и совета ветеранов войны.