Все новости
НАЦПРОЕКТЫ
12 Февраля 2018, 13:09

Изящно рвать шаблоны

Артист – это когда целое впечатление больше, чем разобранное по частям. Именно так оформилась моя мысль после полуторачасовой лекции членов жюри на конкурсе вокалистов фестиваля «Крещенские морозы» 2018 в Бирске. Но сами уважаемые судьи этой мысли противоречили как могли.

Диана Шаймухаметова
Артист – это когда целое впечатление больше, чем разобранное по частям. Именно так оформилась моя мысль после полуторачасовой лекции членов жюри на конкурсе вокалистов фестиваля «Крещенские морозы» 2018 в Бирске. Но сами уважаемые судьи этой мысли противоречили как могли.
Например, председатель жюри Идрис Мударисович Газиев так и сказал: «Чем лучше певец, тем детальнее начинаем к нему подходить». Все по Пушкину: «И музыку разъять как труп». Сам Идрис Мударисович пытался все время найти в зале Веронику Муртазину, которую отсеяли странным образом после первого тура, искал, принимая за нее других конкурсанток, переспрашивая и ошибаясь. А потому что запомнилась она, вот и искал, и да, её интервалы не соответствовали разъятым частям, но она цельная и состоявшаяся артистка с оригинальным репертуаром. И может действительно петь конкурсный нафталин не её миссия, а вот новая концертная программа «Подъездная эротика» это тот острый угол, который может отразить вечно ускользающую современность. Так хочется найти время и попасть на этот ее концерт, тем более с живой музыкой, с уфимской легендой рок-группой «Тяжелый день» – вот таким составом и надо было идти на конкурс на другой день, когда группы выступали.
А вообще в этом году был удивительный второй тур – мужской, я как списки посмотрела, ахнула – больше половины составила сильная половина. И хотя Гран-при получила девушка и среди лауреатов тоже еще две девушки. Красавица-победительница Алина Рай очень мило с нами пообщалась за кулисами и объяснила, почему на разных конкурсах вокалисты поют одно и то же, преимущественно иностранное: «Песня должна быть не из трех нот, а такая, чтобы показать диапазон и возможности голоса». Да, хиты российского разлива типа «мы встретились в маршрутке» не подойдут по этим критериям никак. Искрометная и проникновенная Диана Шаймухаметова сражает публику характерностью и напором, своим «Маменькиным сынком», да-да именно своим, хотя, конечно, опознать песню Джамалы можно, но вот тот случай, когда номер и артист одно яркое целое. Лирика ей удалась меньше. Серьезная драматичная Валерия Валишина исполняет песни с высоким эмоционально-духовным посылом так проникновенно, хоть сольно трепетную песню о войне «Баллада о матери», хоть в дуэте, где она пела с Анной Россихиной «Замок из дождя» и была более убедительна, на мой взгляд. Да и Фредди Меркьюри с его мощным посылом «Шоу должно продолжаться» подошел к ее энергетике. Однозначно для Валерии шоу должно продолжаться, такие певицы хороши очень в правительственных концертах, где есть помимо развлекательной функции, и патетическая составляющая.
Но очень большое впечатление произвели все равно именно парни. И однозначно серебряным ножичком по линии надлома старомодного и сегодняшнего, нового, актуального сверкнул Владимир Денисов «самый стильный человек фестиваля». Он разительно отличался от других, тоже голосистых и милых ребят, именно свежей сценической харизмой, подачей. У него своя запоминаемая «фишка» во внешнем облике, и такая же оригинальность есть в звучании. И притом непринужденность и легкость невероятная и в голосе и в движении по сцене. Я поговорила с ним – о том кто, откуда и как пришел к такому образу? Выяснилось, что Владимир работает звукооператором в доме культуры Стерлитамакского района. На «Крещенские морозы» его убедила съездить одна авторитетная дама, которая судила конкурс в его родном ДК и выяснила, что лучше всех поет на конкурсе технический специалист. А мы ж такие, творческие люди, нам своим открытием хочется поделиться со всеми, чтоб все услышали и узнали. Вот и я делюсь своими впечатлениями.
Далее поговорили о том, как трудно и волнительно выступать на конкурсах. Денисов четко обрисовал свое кредо: «Волнение присутствует. Это нормально. Нет волнения – нет куража – нет ответственности за свой номер. Вообще нужно иметь ответственность за свой номер. Думаю, если бы было подряд две песни, не смог бы. Они очень разные, нужно перенастроиться. (Первую пел Носкова, а вторую Маршала, а на Гала-концерте вообще спел Меладзе) На первой песне ощущение, что спел не на 100 %, когда музыка тише, чем голос, у меня начинается дискомфорт. В мониторах был другой звук, чем идет в зал, поэтому многие вокалисты начинали громче петь, в таких случаях им кажется, что зрителям не слышно. Разница в концертных и конкурсных выступлениях есть. На конкурсе надо более технично петь, а в группе выступать – это такой кайф! У меня есть своя кавер-группа «Лайм», и аранжировки я делаю под себя, как вижу песню, обыгрываю нюансы. Поешь ведь, как думаешь. Я вот это начал понимать недавно, раньше не знал. А теперь не понимаю, как можно петь, если внутри не думаешь, не чувствуешь, о чем поешь».
Я рада, что у Владимира Денисова есть своя группа, у него уже произошел качественный скачок и он начал давать свою интерпретацию, а когда произойдет следующий качественный скачок – он захочет высказаться. Ему нужно с группой ездить на разные фестивали, ибо там мощный энергообмен, а для творческого формирования важно оказываться в подходящей для роста среде.
А я плавно перешла к разговору с другими конкурсантами. Среди тех, кто выходил на сцену, был Айдар Шафигуллин, глядя на которого, я промолвила: «Статью придется назвать «большие мальчики грустят». Статью я назвала по-другому, потому что большие мальчики поют роскошным баритоном или красивейшим густым вторым тенором. Айрат закончил музыкальное училище в городе Октябрьский в 2012 году и с тех пор работает в своем родном Ермекеевском районе. В репертуаре у него неизбежный для такого редкого тембра Муслим Магомаев и народные песни, иногда соседних народов, которые он сам переводит на свой родной язык. Вот за последнее и зацепилась моя мысль: если в современной российской музыке нет песен подходящих для такого роскошного голоса, то в зарубежной музыке ведь такие песни и певцы есть! Например, шикарный Леонард Коэн. Если Айдару перевести или заново написать ритмичный текст на какой-то мировой хит, то может получиться мегахит, типа Мурата Насырова с его «Мальчик хочет в Тамбов». Айдар задумался на этом моменте, надеюсь, размышления помогут ему преодолеть дефицит песен и мы услышим в исполнении этого замечательного баритона новые песни. Потому что про такой богом данный тембр могу сказать «Гогена объяснять не нужно».
Конечно, чтобы состоялся конкурс, проигравших должно быть больше, чем победителей. И поэтому эти потрясающие парни не стали лауреатами. Но у каждого из них есть талант и душа, и еще они думают о своем пути, и о музыке в целом. И работают над собой. Если где-то вам предоставится возможность услышать этих артистов, вы поймете мой энтузиазм.