5 марта в уфимском клубе «XI» (РК «Огни Уфы») состоялась читка пьес экспериментальной Школы драматургов «жЫ – шЫ».
Что такое читка? Собственно то, с чего начинается знакомство актера (иногда и зрителя) с пьесой. Этап этот позволяет сосредоточиться на самом тексте, войти в его содержание, суть сюжета.
Как прозаик с недавних пор я интересуюсь вопросом, как создаются пьесы, ведь драматургия любой замысел делает объемнее, живее: все должно быть отточено, выверено и продумано. А главное интересно зрителю.
Так вот – зал клуба, актеры проекта The Театр приветливо встречают слушателей, ощущение, что каждое место уже занято – столько людей вокруг! И совершенно эпатажное начало: под динамичную музыку (просто рейв какой-то!) актеры исполняют безумные танцы, расшвыривают со сцены разноцветные тряпки… Тряпки? Одежду! Футболки, брюки, шорты, туфли… все то, что постепенно надевают на себя. И – вперед!
Нам представили шесть пьес. Проект получил название «Цвет настроения», что не случайно: каждому участнику было дано задание – ездить\гулять по городу и наблюдать, но не просто отмечать какие-то вещи, а искать тот цвет, который будет ключевым в его пьесе.
Записав десять заметок, драматурги положили начало работе над будущими пьесами. Идея не из легких, особенно если учесть, что основа на первый взгляд зыбкая. Тем не менее из наблюдений выросли полноценные работы!
Рассматриваемые ситуации – одна на другую не похожа! – довольно умозрительны. Были и эскизные работы, авторы которых только «подбираются» к проблеме, но уже «нащупывают» средства, с помощью которых ее можно отразить. Глубоко одинокая женщина рассуждает, как ей справиться с деструкцией, в которую превратилась ее жизнь, как стать чуточку лучше. Кого-то волнует извечный «день сурка», кого-то фэншуй применительно к возможности обогащения (ах, этот ироничный красный цвет!). Одна из юных участниц задалась вопросом лжи в отношениях.
Зацепила фиолетовая пьеса Венеры Файзуллиной «В стеклянном шаре» (и не одну меня: люди охотно высказывали свои ощущения после читок). Вывернуть наизнанку внутренний мир ребенка, который еще только открывает мир внешний через общение с бабушкой, мамой, через рассказанные игрушечной собаке мечты.
Стеклянный шар здесь многогранная и удачная метафора. В прямом значении – предмет, красивый шарик, в котором вертится снег… В переносном он больше, чем просто шар, это место, которого нет, куда хотел бы спрятаться, возможно, не только ребенок, но и взрослый человек. Эмоционально пьеса здорово захватывает и тянет нас на крючках-проблемах, держит в напряжении до самого конца.
Конечно, читка – еще не готовые спектакли, но ощущение, что я «увидела» было. Не скучное прочтение текста, но осмысленное и донесенное до зрителя зерно каждой работы. Желаю драматургам Школы «жЫ шЫ» дальнейшего развития и новых пьес!