Вымученным, спрессованным выдался этот год. И умное кино, как бы сказать аккуратно, невольно отошло на второй ряд, или вовсе разместилось где-то на «камчатке». И в пику «высоковольтных» событий в мире артхаусные авторские фильмы сейчас с трудом поддаются нужной калибровке – голова отказывается «двигаться в правильном направлении»… думать, в конце концов. Нет жёсткостной подосновы для их просмотра, что ли. Всё больше пушинки хочется, тупой бездумщины. Но с другой стороны, именно авторское кино толкает хотя бы рандмоно запустить процесс собранности, понимания отрезков-вырезков реальности. Но, так или иначе, набрать за 2022 год крепкую «десяточку» попытаться стоит. Наскрести по сусекам и выдать кино дробильное запоминающееся, что удалось посмотреть за 365 дней в год Водяного Тигра.
Прошлой зимой на него наткнулся совершенно случайно. Морозец, понимаешь ли, стоял. И хотелось нечто похожее с белым серебром. И «Ивановъ» пришёлся как раз кстати. Начало (а, впрочем, и весь фильм) пронизано «застывшим» Тарковским и льющимися декалитрами тоски. И осень здесь фактически инопланетная – не наша. Усадьба заброшенная… будто бомжатник. Камера оператора иногда выдаёт непривычные ракурсы, что хочется закидать «сцену» тухлыми яблоками… то есть бурными аплодисментами. Фильм снят по одноимённой пьесе Антона Чехова, а выдали, оказывается, чистой воды нуар, паноптикум современного общества. Впору петь «Марсельезу». Нет, без шуток – фильм весьма удачный вышел для зрителя, тёртого калача. Вытянуто произведение как единственная струна на гитаре, и эта струна держит весь серебристый видеоряд. Алексей Серебряков в роли Николая Алексеевича Иванова – ну, вылитый Гамлет вышел… ну, почти.
На сатирический фильм с Ленардо ДиКаприо в начале года я черкал рецензию, где прописано черным по белому: как несказанно хорошо, когда США обливает и осыпает сама себя клеем и навозом… или чем там ещё. И хохочет над собой как пьяная кобыла. Правда, всё реже и реже преподносят нам что-то подобное из киноизделий. Да, летит неожиданно комета на Землю и вроде всем приходит кирдык. Тут народ пустился во все тяжкие: репосты, тик-токи, пати, лайки, видосы… И нет никакого осмысления, что скоро завершится существование всего человечества. Кто бы мог знать, что апокалипсический фильм перекликается в некотором роде и с нашей нынешней реальностью. Или нет? Но пересмотреть бесспорно стоит кинокартину.
Самый, наверное, экранизируемый художник. Никакой другой живописец-потретист похвастаться чем-то подобным не может. Так вышло, что Ван Гог с отрезанным ухом взошёл на пьедестал кинематографа, как Ленин взобрался на броневик в октябре. Фактически аналогичная популярность. В роли Ван Гога в фильме замечательно справился Уиллем Дефо. Особенно убедительно показал он все едва (и не едва) заметные психические отклонения нидерландского художника. Правда, внешность актёра довольно далека от рыжего творца, и другой фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» (2017.) куда ближе к истине. Там и красками маслеными, акварельными рисовался каждый кинокадр. Рисованная мазками импрессионизма постановка куда теплее, роднее… и Ван Гог будто живой. Эту версию следовало бы записать в свою «десятку», но…
Фильм снят в годы перестройки, а значит, имеет место быть безграничной игре воображения. Цензуры нет, соглядатаев – и их вроде нет, а значит… И сюжет от Марка Твена, но в коллизиях современного мира уходящего двадцатого века. Американский лётчик, терпя крушение… падение непонятно куда, попал в эпоху славного короля Артура. И, казалось бы, началось типичное приключение попаданца во времени. Но как бы нет так. Вступает в действие сюрреализация. Перевёртыши одной ситуации в другую. Нанизывается одна параллель на противоположную. Вероятно, главный персонаж претерпевает обычный сон? Одним словом, старенькую кинокартину срочно всем смотреть!
По логике очевидных вещей, в нашей крепкой десяточке «Последнего богатыря» быть никак не должно. Вышеназванный блокбастер ломает весь выстроенный ряд уникальных фильмов – непеченюшных фильмов, имеющих привычку просверливать в нашем мозгу хоть какое-то отверстие… для встряски мыслей, скрежета нейронных клеток. А что способен дать сей крутой «Богатырь»? Глянул-поржал-забыл. Однако для разбивки, к ложке с дёгтем, пожалуй, стоит. И ведь действительно – понравилось… на пять минут. И кто знает: может более неоголливудских сказочек не будет. Не потянем без помощи заокеанских недругов. Посему пусть «Последний богатырь. Посланник тьмы» громоздится здесь… на постаменте, в граните, в бронзе.
Как большой почитатель исторической прозы и эпоса Алексея Иванова, я никак не мог пройти мимо фильма «Сердце пармы». И я долго ждал, когда же он, наконец, выйдет (выйдет ли вообще?). Как не крути, а в кинокартине, как и в одноимённой книге идёт непривычный реверс к русичам – русским, а точнее московитам. Но в прокат он попал – посчитай маленькое чудо. Что сказать в двух словах о данной работе? Как не опасался, но разочарований нет абсолютно. Всё расставлено по местам, по полочкам. Утюжено отображена эпоха того времени. Актёры выложились на все сто процентов. Разве что… чуть-чуть смущал худущий актёр Александр Кузнецов, ранее снявшийся в «Скифе», где он как ниндзя… самурай размахивал мечом (катаной). И вдруг пермский князь. Определённо, «Сердце пармы» фильм года в отечественном кинематографе.
Ещё одна кинокартина как бы из серии «художники». 1919 год. Первая мировая война закончилась, и ночная жизнь Парижа теперь насыщена страстями и неконтролируемыми желаниями. В кафе «Ротонда», штаб-квартире художественной элиты, легко можно найти столик, которому нет равного в истории: за ним сидят Пикассо, Ривера, Кокто, Сутин, Утрилло и Модильяни. А Модильяни – вот же стервец… обожает учудить что-нибудь эдакое. Энди Гарсиа в этой роли хорош. Стоит заметить, это единственная его главная роль, которая вывела актёра совсем на другой уровень, и «Оскар» просится. И почему я не пошёл в художники?..
На носу что? Да какая масленица!? Новый год! И раз пошёл разгуляй-валяй, то надобно новогоднее что-нибудь выдать. Вынь да положь! Зачем «Ёлки»? Опять «Ёлки»?! Сколько можно? Как раз «Серебряные коньки» и подойдут к новогодней теме. Из этого маленького шедевра превосходный мюзикл бы вышел: река, скованная льдом, Рождество, ярмарка, зимняя романтика и все как один катаются на коньках. Почти все. Будто танцуют. И песни сами напрашиваются. Ну ладно, с мюзиклом не заладилось, а фильм всё равно вышел славный, многообещающий. И какое счастье, что никто не вознамерился снять «Серебряные коньки 2».
До этого фильма я чудом добрался в 2022 году. И чего тянул, спрашивается. В фильме напичкан ворох удивительных историй, опубликованных на страницах последнего выпуска еженедельного американского журнала, который выходил в свет в вымышленном французском городе в середине двадцатого века. Жаль, что Биллу Мюррею отведено так мало времени, а кадру… а здесь каждый кадр – просто сказка, выделена целая вселенная. Даже обычная игра цвета выходит за рамки возможного. Что тут скажешь – Уэс Андерсон настоящий гуру кинематографа!
От итальянцев. Девять человек… да, вроде девять приходят в одно и то же место на встречу к таинственному Незнакомцу, товарищу в надежде, что он вдруг исполнит их сокровенные желания. Загадочный мужчина может претворить в жизнь всё, что они захотят. Он типа колдуна или Гарри Поттера... Но за определенную цену... В обмен на осуществление мечты каждому из гостей предлагается выполнить одно маленькое задание (или не маленькое). Чем сложнее исполнение заветной мечты, тем выше ценник на товар. Кажется, типичный сюжетный шаблон, однако не всё так просто…