Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
ВЕРНИСАЖ
6 Ноября , 11:11

Из Уфы – в Третьяковку!

ГАЛАРИНА
Фото:ГАЛАРИНА

Нет, нет, не надо бежать в Трансагентство, или бронировать билет в инете в далекую Москву, осуществлять перелет, а потом выстоять долгую очередь на право приобрести билет и попасть в Третьяковскую галерею. Картины сами пришли к нам. Точнее, не совсем сами.

Инициатором проведения в Уфе выставки из фонда Третьяковской галереи выступил Глава Республики Башкортостан Радий Фаритович Хабиров. Его инициатива была поддержана генеральным директором Государственной Третьяковской галереи Еленой Владимировной Проничевой. А саму выставку из собрания Государственной Третьяковской галереи в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова приурочили к 450-летию г. Уфы.

И вот он, заветный день, что так долго ждала культурная общественность Уфы — 31 октября в стенах музея им. М. В. Нестерова состоялось торжественное открытие временной, уникальной выставки «От академизма к импрессионизму. Пейзаж и портрет из собрания второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи».

В экспозиции — 49 живописных произведений, представляющих важную и интересную часть собрания Третьяковской галереи (могли бы для круглого числа еще одну добавить — В. А.). Это преимущественно пейзажная живопись — один из самых сильных и привлекательных разделов обширного собрания галереи. Именно пейзаж более всего любил и активно приобретал основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков. Он считал, что как никакие другие жанры, пейзаж обладает редкой способностью врачевать человеческие души, пробуждая светлые и чистые чувства, рождая любовь к родной земле.

Посетителям выставки представилась возможность увидеть произведения крупнейших представителей русской живописной школы. В собрании — произведения Ильи Репина, Василия Поленова, Игоря Грабаря, Константина Коровина, Валентина Серова, Ивана Крамского, Исаака Бродского, Натальи Гончаровой, Ивана Айвазовского, Давида Бурлюка, Михаила Нестерова и других мастеров. Уже от упоминания одних только имен у любителей русского изобразительного искусства может закружиться голова.

Перед официальным открытием состоялась пресс-конференция для журналистов.

— Мы привезли 49 живописных произведений из золотого фонда Третьяковской галереи. Мы всегда очень осторожно включаем эти работы в состав выставок для далеких маршрутов. Выставку готовили с большой любовью, учитывали пожелания наших замечательных коллег из Художественного музея имени Нестерова, — сообщила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова. — Кстати, подготовительная работа к выставке велась на протяжении двух лет. Каждая из работ «играет» свою роль и неслучайно включена в экспозицию. Так, в Уфу привезли портрет жены Нестерова Екатерины Петровны за вышиванием и многое другое.

— Уникальный масштабный выставочный проект представлен вниманию посетителей в четырех залах. Каждый из них — это определенный период, который отражает эволюцию портретного и пейзажного искусства, — продолжила тему Татьяна Юденкова, куратор выставки, доктор искусствоведения. — Мы решили, что сейчас такое время, что нужно представить что-то светлое, жизнерадостное, приятное для глаз, услаждающее душу и сердце. Такими жанрами, несомненно, являются пейзаж и портрет.

— Выставка стала большим подарком всем жителям Уфы и Башкортостана от наших друзей, коллег — Третьяковской галереи. Благодаря Главе Башкортостана Радию Фаритовичу Хабирову шедевры из коллекции Третьяковской галереи сегодня доступны для созерцания всем нам, особенно важно прикоснуться к искусству детям, молодежи, — поздравила с открытием экспозиции и. о. министра культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова. — В рамках юбилейного года проходило большое количество мероприятий, в том числе гастроли ведущих творческих коллективов — театральных, академических, концертных. И сегодняшняя выставка — некая кульминация, уверена, она будет пользоваться огромным успехом.

В церемонии открытия выставки приняла участие председатель попечительского совета Благотворительных фондов «Территория счастья» и «Уфимский хоспис» Каринэ Хабирова:

— Радостно и приятно, что Художественный музей имени Нестерова тесно дружит с Третьяковской галереей. Многолетнее сотрудничество и общение подкрепляются этой прекрасной выставкой. Безусловно, Государственная Третьяковская галерея — гордость всех жителей страны. В нашей семье Третьяковская галерея занимает особое место: когда приезжаем в Москву, всегда смотрим, какие проходят выставки, конечно, приводим в галерею детей. Это центр доступного искусства, и каждый из нас должен иметь возможность увидеть творения и шедевры великих художников, — отметила Каринэ Владимировна.

Посмотреть действительно было на что. Гениальные произведения можно рассматривать бесконечно. Неизгладимое впечатление производят «Портрет матери» Давида Бурлюка, «Лёля Дервиз» Валентина Серова, картины «Терраса. Париж», «Мостик» Константина Коровина и другие.

Очень долго не мог оторваться от картины «Ночь в Венеции» Ивана Константиновича Айвазовского, которая передаёт зрителю состояние безмятежного покоя. Это классический образец романтического пейзажа. Айвазовский сумел передать всю красоту и прелесть южной ночи в итальянском городе, где когда-то постигал азы живописи. Глубокое знание всех тонкостей морской стихии нашло своё отображение в особенностях лунного света, переливающегося на воде и отражающегося на берегу. В композицию картины добавлены небольшие фигурки местных жителей: одинокий гондольер и спокойно прогуливающиеся по берегу венецианцы.

Совершенно очаровала картина Алексея Степановича Степанова «Журавли летят» (1891 г.). Эта изумительное по своей красоте и глубине чувств произведение до сих пор остается самой популярной работой Степанова, ни в чем не уступающей шедеврам Левитана или Саврасова. Художник создал в ней скромный и чистый образ северной весны. Еще не просохли болотца и лужицы после стаявшего снега, но трава уже зеленеет, зеленым пухом одеваются леса, а в бездонной лазури звенит журавлиный клич. На луг высыпала гурьба ребятишек. Все они, за исключением двух самых маленьких, смотрят как зачарованные, стараясь разглядеть в сияющей бездне еле заметную стаю пернатых гостей.

А проникновенная работа Ильи Репина «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» невольно заставляет зрителей затаить дыхание, чтобы не мешать великому мастеру пера наслаждаться уединением с природой.

Праздник удался. Выставка стала ещё одним выражением многолетних и плодотворных творческих связей Нестеровского музея и Третьяковской галереи. Её организаторы надеются, что она станет одним из знаковых событий юбилейного для Уфы года и подарит жителям и гостям башкирской столицы незабываемые впечатления от встречи с прекрасным.

— Замечательный подарок городу и его гостям, — говорит Амир Мазитов — заслуженный художник России, профессор, декан факультета изобразительного искусства Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. — Зрители воочию увидят, как изменялось русское искусство на пути от академизма к импрессионизму на примере классических пейзажей и портретов. Живая школа, обязательно приложу все силы, чтобы сюда попало как можно больше наших студентов.

— Мы получили запрос от Художественного музея имени Нестерова — «сделайте что-то необыкновенное». Пейзаж и портрет второй половины XIX — начала XX века — это есть то самое легкое, светлое и жизнеутверждающее искусство. Выставка получилась! Она несет заряд энергии, жизни, радости, так необходимый всем нам, — резюмировала куратор выставки, заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

Выставка экспонируется до 15 декабря 2024 года. Кстати, все экскурсии на выставку забронированы. Возможность посмотреть картины из собрания главной художественной галереи страны осталась только у индивидуальных посетителей.

Авторы:Василий АРТЕМЬЕВФото: Василий Коровкин, Олег Гудошников
Читайте нас: