Все новости
ВЕРНИСАЖ
27 Марта 2023, 14:30

Диалог со зрителем

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова с большим успехом проходит выставка известного советского живописца и графика, художника-постановщика кино Юрия Михайловича Ракши (1937–1980). В экспозиции представлено 60 произведений, составивших часть собрания нестеровского музея. Существенный вклад в пополнение коллекции выдающегося мастера внесла жена художника – известная российская писательница, действительный член Академии Российской словесности, лауреат литературной премии «Золотое перо России» им. В. Шукшина и им. С. Есенина Ирина Евгеньевна Ракша.

Открывает выставку графический автопортрет «Воспоминание о Приморье» (1976), написанный художником после успешного завершения работы над советско-японским художественным фильмом «Дерсу Узала» (1975, режиссёр Акира Куросава) по мотивам произведений В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», удостоенного премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Образ художника, органично вписанный в таёжный пейзаж уникального Уссурийского края с причудливыми кронами деревьев, одухотворён и спокоен. Это ювелирное мастерство ажурной прорисовки ветвей и листьев, вероятно, передалось Юрию от его матери и бабушки, вязавших оренбургские платки.

Суровы и безмятежны его пейзажные мотивы «Домой» (1970), «Утиная заводь» (1971), «Осенний Урал» (1972), в которых ностальгически звучит живописная симфония о родных местах художника. Безмолвная красота тайги запечатлена в небольшом полотне «Тальник. Дальневосточные холмы» (1974).

Привлекает внимание девятичастная композиция «У себя дома» (1971–1974). Используя элементы народного лубка, художник представил в живописных миниатюрах юмористические изображения народных гуляний и деревенских будней простых людей («Точильщик», «Прачки», «Из города», «Новый дом», «Девушка в окошке», «В баню», «Пасечник», «Грибница», «Свидание»). Жанровая работа «На базаре» (1968–1970) и природный мотив «Красные папоротники» (1971) эстетически дополняют эти картинки.

Автобиографичны живописные и графические произведения, посвящённые теме Великой Отечественной войны. Среди них полотно «Тыл» (1970) и эскиз картины «Крест за картошку» (1970-е), с характерным для художника вертикальным форматом холста, кинематографической композицией, монументальностью образа, выразительностью пластики, психологизмом героев, тщательно выверенным реалистическим рисунком и тёмным приглушённым колоритом. В них – воспоминания о военном детстве, человеческих судьбах, духовности и гуманизме.

Из дневника Юрия Ракши: «Буду ещё делать «Крест за картошку». Активный колорит. Он будет частью драматургии, как у Караваджо. Высвечено будет то, что надо: руки, лица детей, вдовы. Но современный ключ… Нужно на «Мосфильме» посмотреть точный фасон и цвет немецкой шинели. Чтобы всё – точно…. Вот не закончил ещё «Поле Куликово», а уже думаю о другой картине – «Крест за картошку», о себе, о матери, о всех нас. Это всегда так: мне уже кажется, что новая картина будет лучше. 12 августа 1980 г.».

К сожалению, художник так и не успел воплотить этот сюжет в живописи – 1 сентября 1980 года Юрия Михайловича не стало.

К кинофильму «Восхождение» (1976, режиссёр Лариса Шепитько), созданному по повести Василя Быкова «Сотников» (1969), и получившему признание на Всесоюзном кинофестивале в Риге, Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, премии ФИПРЕССИ, приза «Статуя Свободы» на кинофестивале в Сопоте, в экспозиции представлен живописный портрет главного героя этой военной драмы, а также графический эскиз «Мальчики». Интересен тот факт, что именно по образу главного героя, созданному Юрием Ракшой, был выбран никем тогда не известный актёр Свердловского Театра юного зрителя Борис Плотников, показавший блистательную игру в этом фильме. Именно этот глубоко психологический портрет Сотникова определил ёмкую, лаконичную драматургию всего фильма.

За несколько дней до своей кончины художник успел завершить живописный триптих «Поле Куликово» (1980), посвящённый 600-летию Куликовской битвы, ныне хранящийся в собрании Государственной Третьяковской галереи (Москва). В экспозиции зритель увидит графические рисунки и эскизы к триптиху. Это разнообразные по характеру персонажи, показанные автором в различных ракурсах, мастерски выполненные в технике карандаш, сангина и уголь («Князь Серпуховской», «Княжич», «Ратник в шапке», «Воин в шлеме», Молящаяся», «Евдокия», «Отчаявшаяся»).

Живописное полотно «В старом Пловдиве» (1980), очевидно, было написано под впечатлением от поездки в Болгарию, в один из старейших европейских «городов контрастов». Его очарование художник подчеркнул в многофигурной композиции, где в живописной гармонии сосуществуют старинные архитектурные здания и постройки современной эпохи.

Помимо художественных работ на киностудии «Мосфильм» (1963–1978), в творческом активе художника есть графические портреты, живописные пейзажи и жанровые композиции. В лирической работе «Ты и я» (1967) через грустные ноты осеннего пейзажа и постановку персонажей прослеживаются тонкие оттенки человеческих взаимоотношений. Романтикой овеяны пейзажные мотивы «Лебединое озеро» (1978) и «Лукоморье» (1979), в одной из которых живопись, выйдя за рамки картины, расширила её границы.

Мягким лиризмом окрашены женские образы в графических портретах 1974–1978 годов: «Анюте 13 лет», «Тамара», «Зимой в Муроме», «Портрет с «Шоколадницей». Тонкой, изящной карандашной линией подчёркнуты поза, поворот головы, нежный овал лица и выразительность взгляда его героинь. Мастерски подобранный фон с комнатным интерьером, городским пейзажем, цветочным натюрмортом, репродукцией работы западноевропейского художника, дополняет и облагораживает модели.

Гармоничны своей теплотой и камерностью живописные композиции «Подснежники» (1968), «По белу снегу» (1975), «Добрый зверь и добрый человек» (1978). Главной героиней полотен «Ожидание» (1965), «Сон» (1969),), «К портрету» (1980) стала одна из излюбленных моделей художника – его жена и муза Ирина Ракша.

Своим родным и любимым – жене и дочери художник посвятил живописную и графическую композиции «Продолжение» и «Мой мир» – (1978). Эволюционные этапы взросления девочки-подростка до прекрасной женщины эстетично переданы в тональном рисунке «И было детство, и была юность» (1978).

«Меня неудержимо влекло к Человеку…», – писал Юрий Ракша. «…Я хотел разглядеть, расшифровать, раскрыть его характер, найти своего героя... Его черты растворены вокруг, в моих друзьях, в знакомых и незнакомых, во мне самом. Все живущие на земле по-своему – герои нашего времени, современники».

Творческие поездки художника по стране – на «великую стройку века» Байкало-Амурскую магистраль, вылились в ряд набросков, эскизов и портретных зарисовок, которые в дальнейшем автор использовал для создания многофигурных жанровых композиций, рассказывающих о своих современниках («Людочка Гребенчук» и «Молодой рабочий» – наброски к картине «Наша буровая смена», 1972, «Володя Щукин» – рисунок к картине «Разговор о будущем», 1979).

Психология личности тонко раскрыта в графической и живописной серии портретов 1969–1978 годов – башкирского писателя Мустая Карима, кинорежиссёра, актёра и писателя Василия Шукшина, поэтов и писателей из советских республик: Мамеда Исмаила, Якова Якима, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова, Саввы Дангулова.

Один из изысканных портретов актрисы и кинорежиссёра Ларисы Шепитько воплотил слова автора: «Она несла в себе и сообщала духовность. А это как раз то главное, что всегда привлекает меня в людях, что я всегда стремлюсь увидеть и раскрыть в своих героях».

Произведения Юрия Ракши – это своеобразный диалог художника со зрителем, к которому он обращается со словами: «Как в зеркало мы смотримся в мир и отражаемся в нём. Картины художника – это отражение мира, а значит, и его самого. Поэтому в каждой картине ищите художника, его суть, его отражение – он здесь».

Выставка продлится по 16 апреля.

 

Автор:Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: