Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
ВЕРНИСАЖ
27 Июля 2022, 14:21

«Русское зарубежье: города и лица»

На протяжении трёх дней уходящего месяца в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, как и в Уфе, было жарко. Не случайно, вполне закономерно, ведь состоялся фестиваль «Русское зарубежье. Города и лица», посвящённый отцу русского футуризма Давиду Давидовичу Бурлюку. Мероприятие является Всероссийским проектом, направленным на знакомство широкой аудитории российских граждан с историей русского зарубежья. «Три кита» программы фестивальных дней включили в себя кинематографическую, поэтическую и музыкальную части.

Главным событием открытия фестиваля 21 июля стала выставка «Давид Бурлюк. Цвет и фактура. Традиция и эксперимент» в музее им. Нестерова. Второй день мероприятия был ознаменован «библиотечной программой», посвящённой «русскому зарубежью в книгах». Точкой локации стала Центральная городская библиотека г. Уфы, где была представлена выставка книг. Гости фестиваля ознакомились с изданиями, переданными в дар библиотеке Фондом наследия русского зарубежья и Домом русского зарубежья им. А. Солженицына. Также всем желающим была предоставлена возможность побывать на встрече-лекции «Писатели русского зарубежья второй половины ХХ века в эмиграции и в России». В завершении второго дня фестиваля в музее истории Уфы прошла экскурсионная программа «Истории и судьбы Уфы».

В завершающий день мероприятия в конференц-зале состоялась трансляция документальной ленты Русского музея «Давид Бурлюк. Отец русского футуризма». Что «искал» маэстро «опасным оком»? Как складывались взаимоотношения художника с миром искусства? Ответ на эти вопросы был предложен представителями дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына посредством одноименной лекции «Что он искал опасным оком? Давид Бурлюк и футуризм».

Роль Давида Давидовича в поэзии бесспорно велика. Особенности стилистических приёмов, создание уникальных образов, неподвластных порой оценке логикой и рассудком, всё это неисчерпаемый оазис, «невянущий вечно трепещущий цветок». Оттого, говоря о Бурлюке как о большом художнике, невозможно не упомянуть о его поэтической деятельности, внесшей весомую лепту в культуру России и русского зарубежья. «Цветы невянущих огней» – такое название получила поэтическая часть всех фестивальных дней.

Но куда же без её величества музыки? В рамках проекта состоялся концерт вокальной и инструментальной музыки композиторов-эмигрантов. А в музыкальной части второго и третьего дней случился джаз! «Такого апогея разноплановой музыки музей им. Нестерова ещё не видел!» – призналась Светлана Владиславовна Игнатенко, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. «Джазовая лепта» в фестивальные дни это «История джаза и Д.Д. Бурлюк», «Джаз и не только!». Мотивы музыкального искусства, сложившегося под влиянием африканских ритмов и европейской гармонии покорили сердца взрослой аудитории и увлекли даже самых маленьких зрителей. Организаторы, участники и гости мероприятия бурными аплодисментами сопровождали вдохновенное исполнительское мастерство Руслана Воротникова, Олега Янгурова и Сергея Косых. С «лёгкой руки» музыкантов зрители совершили путешествие по волнам классики – от Джорджа Гершвина «Summertime» до любимого «гурманами» «Caravan» Дюка Эллингтона. Музыканты сыграли и классический джазовый репертуар, и неожиданные «свежие» сюрпризы в виде филигранно-трогательной «Moon river» Генри Манчини.

В день закрытия все желающие получили возможность увидеть спектакль-променад «Берега». А также отдать дань памяти знаменитому земляку Фёдору Ивановичу Шаляпину, побывав на лекции, посвященной уфимским страницам жизни маэстро оперного и камерного исполнительского мастерства.

Городской фестиваль в этом году проходит в пяти городах России маршрутом: Нижний Новгород, Уфа, Таганрог, Владивосток и Севастополь.

В стенах Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова работы художника периода «русского зарубежья» будут экспонироваться до 13 октября нынешнего года.

Автор:Ольга ЖУРАВЛЕВА
Читайте нас: