Все новости
ВЕРНИСАЖ
15 Февраля 2021, 14:45

Земля, что дарит вдохновенье…

Имя заслуженного работника культуры РБ, преподавателя высшей категории Благовещенской детской школы искусств Габдуллы Ахметшина известно не только в его родном городе, но и в республике и за ее пределами. В активе художника уже более четырех десятков свидетельств триумфального участия в конкурсах и персональных выставках, в том числе на самых престижных площадках ряда крупных городов России.

Габдулла Закариевич – лауреат Х Международного фестиваля национальных культур «Башкортостан – сердце Евразии», дипломант Международного фестиваля культуры и искусства финно-угорских народов «Самоцветы Прикамья», является активным участником различных городских, республиканских и всероссийских выставок, имеет многочисленные награды, дипломы и почетные грамоты Министерств культуры, Союза художников РБ, Фонда ЮНЕСКО.
Отец и сын Ахметшины (Альберт – художник-дизайнер) одни из первых умельцев в Башкирии, которые основательно занялись возрождением, изучением и практическим освоением древнего декоративного искусства наших предков, исконного народного ремесла валяния войлока. В 2011 г. в Национальном музее РБ была открыта персональная выставка «История народа в войлоке», где были представлены около сорока работ: художественное панно, ковры в технике валяния, катания, набивания, стяжки. Выставки войлока под названием «Тамга» организовывались в галереях Уфы, Казанского и Рязанского кремля, в Москве, Кургане, и благовещенский художник и педагог неизменно становился лауреатом.

Талантливый человек талантлив во всем, Габдулла Закариевич не только художник, но и поэт-переводчик, скульптор, фотохудожник, харизматичный исполнитель башкирских песен, играет на разных инструментах – гармони, баяне, курае, кубызе и нередко сопровождает музыкальными номерами свои выставки. А еще мы знаем его как постоянного автора газеты «Истоки». Из своих многочисленных поездок по родному краю, именитым уголкам России он регулярно дает «творческие отчеты» в свою любимую газету.
За последние два года творческая копилка художника ощутимо пополнилась акварельными, карандашными зарисовками и фотоэтюдами. В них неустанно воспевается башкирский край, причем без помпезности, вычурности, заумных изысков. Всё просто, понятно и сразу ложится на душу каждому, кто тянется к прекрасному.
На днях фойе Межпоселенческой центральной библиотеки города Благовещенска РБ превратилось в выставочный зал картин Габдуллы Ахметшина.

– Каждому человеку дорог край, где он родился, встретил свой первый рассвет, где сделал свои первые шаги, окрепли его крылья, – отметил Габдулла Закариевич. – Где бы потом он не оказался, куда бы не занесла человека судьба, душа его тянется к родной земле. И потому любовь к малой родине, впитанная с молоком матери, навсегда останется для меня в памяти звуком народных мелодий, услышанных еще в колыбели, картинками родной природы, которые я перекладываю на холст. Иметь возможность устраивать выставки, пусть не в республиканском, а даже в районном масштабе – для художника это так же необходимо, как для писателя – издание книги, для музыканта – выступление на сцене и т. д. Я стараюсь сам выставляться и учеников выдвигаю.
– Пейзажи художника наполнены добротой и любовью к благовещенской земле, которая дарит ему вдохновение уже более сорока лет, – рассказывает заведующая центром правовой информации библиотеки Эльфия Габитова. – Городские пейзажи и деревенские виды одинаково привлекают художника, но с особой любовью он пишет окрестности «Город строится», «Строительство Храма», «Золотая осень», «Чайки над озером», «Дом у пруда», «Окраина Благовещенска», «На пленэре», «Половодье», «Разлив», многочисленные этюды. Его работы разного формата и техники исполнения, будь это масло или акварель, отличаются невероятной легкостью и воздушностью, с помощью которых он передает свет, воздух, пространство, настроение и внутреннее состояние природы. Пребывание на персональной выставке Габдуллы Закариевича настраивает нас, зрителей, на умение художника не только видеть красоту в природе, но и умение передать ее. Это и есть талант, талант художника в его разнообразии.


Как же зарождались эти многочисленные творения? То есть, как происходило увековечение сиюминутного, конкретного состояния природы, например, переход от сумерек к ночи, или восход (закат) солнца. Другими словами, художник творит практически за считанные минуты или даже секунды для запечатления быстро сменяющихся событий.

Каждое лето он обычно с коллегами или же с сыном путешествовали по Башкирии, наслаждаясь прекрасной природой родного края, работали на пленэре, создавая новые произведения для творческой выставки. Нынче эти планы были нарушены неожиданно нагрянувшим коронавирусом.


– Я никогда не жду вдохновения как манны небесной, – признается художник. – Важно, чтобы возникла идея, а процесс ее воплощения постепенно захватывает и не отпускает.
Вот один из примеров. Уже изрядно уставший от самоизоляции, в тёплые дни июля он садится на велосипед и едет в направлении «Северный микрорайон» Благовещенска…
Поля и луга в сезон принарядились во всей красе: словно щеголяя меж собой, разноцветьем зацвели полевые цветы и по небу плыл аромат мёда. Даже жужжание комаров и слепней органично вписались в этой среде. Цветущие луга развернулись чудесным волшебным ковром. Наверно, ещё эти чувства усиливала тоска по природе после долгой домашней «отсидки» в период пандемии. Тут даже сухостой может радовать глаз.


Как рассказывает Габдулла, его вдруг поразило видение – неожиданно возникшие кони на цветущей, с сиренево-лиловыми люпинами, лужайке. Это было подобно чуду, словно сошедшие с небес, сказочные кони-аргамаки мирно паслись в этих ожерельях. А среди них резвились на пружинистых ножках два жеребёнка. «Я зачарованно замер не в состоянии даже двинуться с места, а табун проходил мимо, меня нисколько не боясь, только вожак тревожно осматривался, как бы предупреждая своих и меня. Тут, отойдя от эйфории, я пришёл в себя и понял, что эти кони не сказочные, а земные. Потом выяснилось, что их хозяин – Мансур Низамутдинов, который имеет тут хозяйство и пруд с рыбопитомником. Несмотря на трудности, а благодаря усердию и трудолюбию, он создал на пустыре живой уголок, где пасутся овцы и коровы. Тут для отдыха гостям есть баня и сауна, в купальный сезон многие сюда приезжают отдыхать семьёй, а для этого созданы все условия. Здесь по старинным технологиям изготавливают лечебный кумыс из кобыльего молока. Для любителей всегда есть парное молоко и деревенская сметана. Всё это рядом с городом и не надо далеко ехать».
Вооружившись бумагой и красками, Габдулла Закариевич тут же старается запечатлеть всё увиденное: «Я задумался, что красота нашей окружающей среды в наших же руках. Когда есть такие энтузиасты, как Мансур, и природа пробуждается, и отзывается с благодарностью к человеку. Вот, наверно, в этом и есть – наше неиссякаемое богатство. Только это надо ценить».


Потом, бродя по полям, Габдулла Закариевич забрёл на заброшенный пруд, где были повалены деревья, стояли сухостои в ряд, как солдаты в строю. «Впечатление было потрясающее, я даже не мог понять, что тут происходило. Когда же подъехал мужчина на «Ниве», рассказал историю, что тут жили бобры, а потом их истребили… И мне стало грустно и обидно…».
Эти чувства мы разделяем с ним, знакомясь с картинами «Микрорайон Северный», «На пруду Мансура», «Тучи надвигаются», «Кони Мансура», «Бобровое озеро», «Колдовское озеро».
На вопрос, какую из своих картин он считает наиболее удачной, художник ответил следующее:
– Каждая мне дорога по-своему, потому что в каждую вложил частицу себя. Но хочется верить, что самая лучшая еще впереди.


Кто-то удачно подметил: если душа искусства – талант, то труд – тело искусства. Ахметшин живет работой, для него работать – то же, что дышать: постоянная потребность. А еще Габдулла имеет обыкновение дарить свои картины хорошим людям. Не обошлось без сюрпризов и на сей раз. Учитывая большую дружбу художника и редакции газеты «Истоки», высокое внимание к его творчеству, Габдулла Закариевич подарил коллективу редакции картину «На окраине».
Спасибо, уважаемый Габдулла Закариевич, желаем вам дальнейших творческих озарений и их воплощения, ярких пленэров и легкой кисти, конечно же, доброго здоровья и, надеемся, мы еще не раз будем наслаждаться вашими новыми творениями.
Василий АРТЕМЬЕВ, фото автора