В аннотации сайта библиотеки Эльвира Еникеева, заведующая отделом искусств Национальной библиотеки им. А.З. Валиди так и написала: «”Шелковый блюз” в виртуозном исполнении Ирины Наземцевой». А знатоки добавляют: узнаваемый особой плавностью линий, богатством и неожиданностью комплементарных сочетаний тона и цвета.
Своими впечатлениями о выставке и своем творчестве мы попросили поделиться саму художницу Ирину Наземцеву:
– Ирина Николаевна, как часто вы выставляете свои творения на всеобщее обозрение?
– Часто-нечасто – судить вам, но это уже четвёртая персональная выставка за последние два года. А, в целом, участвовала более чем в 20 выставках в музеях, залах народных галерей и других площадках, Международных проектах, благотворительных фестивалях и мастер-классах.
На прошедшей в августе конференции модных тенденций с участием Генерального директора Академии модельного бизнеса Елены Лукмановой также отметили моё творчество. И не могу не похвастаться, некоторые мои произведения находятся в частных коллекциях не только в России, но и в Нидерландах, Испании, Сингапуре.
– Талант сам по себе не проявляется. Когда впервые вы заметили в себе задатки художника?
– Сколько я себя помню, я рисовала. Творчеством я занялась не сразу, в школьные годы я очень любила химию и в то же время рисовала, что определило дальнейшую судьбу. Поступила и закончила художественную школу, и мне повезло, что все время у меня на пути были такие замечательные учителя как Графова, Пегов, Крупин, Деева, такие звучные имена, которые сейчас звучат как легенды.
– Вы помните вашу первую картину?
– Нет, не помню... Мне долго трудно было назвать картинами то, что я просто рисовала, пытаясь выразить, передать то, что я вижу и чувствую. Помню только, что свои первые цветные карандаши одушевляла по цветам: розовый – принцесса, голубой – принц, красный – король, а зелёный – Золушка.
– Но одно дело писать картины маслом, акварелью, другое освоить батик…
– Я тогда старалась постичь академические законы, а таких современных техник, как батик, тогда еще не было. Постепенно происходило осознание, что и техника, и творчество, и живопись – всё оно как-то синтезировано и с развитием нанотехнологий техника «батик» звучит еще актуальней, и еще больше ценится ручное творчество. Наблюдаю за природой, за лесами, полями, небом, а уж цветы присутствуют в моем творчестве всегда.
– Как вы считаете, художник иначе видит окружающий мир?
– Занимаясь творчеством, начинаешь задавать себе философские вопросы: «Для чего мы здесь?»… Каждый человек на этой планете выполняет какую-то свою миссию и, если Бог сподобил, и ты начинаешь развиваться в своем творчестве, понимаешь, что мы все здесь уникальны и должны приносить людям радость, развивать духовность, приобщать к прекрасному. Я думаю, что художника отличает то, что он не может «не видеть», и не может не поделиться увиденным. И в этом помогают учителя.
В 2007 году судьбе было угодно привести меня в клуб народных художников. В то время руководил клубом Виктор Андреевич Позднов, заслуженный художник, корифей башкирской живописи. Клуб был своеобразной «Меккой» для художников разных стилей и техник. Вот тогда я открыла для себя, что и маслом хорошо писать, и батиком заниматься. Жаль, что Виктора Андреевича сейчас среди нас нет, он как-то сказал мне: «Вы счастливый человек и даже не осознаете, насколько Вы счастливы!»
Не хочу замыкаться в себе, хочется делиться своим опытом, ведь отдавая, мы приобретаем опыт коллективного мировоззрения и вместе спасаем мир красотой. Общаясь со своими коллегами и посетителями на выставках, на мастер-классах все больше убеждаюсь, что нет неодаренных людей, у каждого есть свое творческое начало.
– В ваших работах проникновенные полотна из натурального шелка составляют единую стройную экспозицию. Расскажите, как вообще появилось это искусство – батик?
– Батик – старинное народное декоративно-прикладное искусство, зародившееся почти одновременно в нескольких странах мира. Несмотря на развитие технологий, материалов, ручное искусство батика по-прежнему остается актуальным и востребованным. Его используют как самостоятельный вид искусства и как способ украшения текстильных вещей – одежды, платков, занавесей, театральных кулис. Само слово "батик" происходит от древнеиндийского "капля воска". И именно воск изначально использовался как основа частичного окрашивания ткани для получения узоров и орнаментов. Причем этот материал и поныне применяется в технике горячего батика. Крашеные кистями ткани ценились выше, так как в отличие от печати, такая роспись считалась искусством, а не ремеслом. Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале XIX века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления.
В России интерес к рисованию на текстильных изделиях появился поздно – только в прошлом веке, и был связан с популярностью стиля модерн. Но россияне смогли создать совершенно новую технологию – холодную роспись, которая ведется без специального оборудования, совершенно безопасна, и, что очень важно, она может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми.
В семидесятых годах прошлого столетия в стране появилось новое поколение молодых специалистов, окончивших художественные, текстильные и технологические вузы. Благодаря им, роспись методом «батик» достигла максимума популярности.
Последние мои работы – шёлковые туники «Магия лотоса», «Весна», «Графский парк», «Розы поднебесной», «Маков цвет», «Орхидеи» – выполнены в технике холодный батик, имеющей индонезийские корни, исторические упоминания о которых относятся к I в н. э., когда батик был частью поклонения Богам, раджам. Имел уникальную символику и особый философский смысл. На Востоке каждая девушка, выходя замуж, должна была собственноручно изготовить изделие с применением воска и натуральных пигментов. Оно становилось приданным и передавалось потомкам как оберег. При раскопках египетских пирамид были найдены фрагменты артефактов с применением этой техники. Тем интереснее применять её, в наше время она становится все более популярной. Главное в процессе – работа чантингом – специальной трубкой. Мне, несмотря на трудоёмкость, эта техника показалась особенно увлекательной, а с опытом пришёл свой авторский стиль. Авторская техника позволяет превратить шелк в сказочную драгоценность, райские кущи, где царит гармония, бесконечные вариации чуда и любви.
На своих выставках я всегда выражаю искреннюю благодарность своим учителям В.А. Позднову, В.Н. Пегову – корифеям Башкирский живописи, ставшими уже легендами, – и Т.А. Ерастову, К.Ш. Кайдаловой, возглавляющих Республиканский клуб художников.
– На календаре последние листы 2020 года. Что вы хотите пожелать своим друзьям, родным, близким, коллегам?
– Своим искусством в канун Нового Года призываю людей к позитивному отношению к жизни, умению видеть прекрасное, чтоб люди стали добрее, радовались и творили, жили в гармонии с собой и природой, умели ценить то, что есть, писали картину своей жизни только яркими, светлыми красками!
– Спасибо за беседу, и новых вам творческих успехов! Пусть вдохновение не покидает вас, мы же будем ждать ваши новые работы.
По многочисленным отзывам коллег и педагогов выставка «зацепила», получился яркий незабываемый праздник. Вот только несколько отзывов о работе художницы ее коллег и учителей:
Резяп Вакилов, художник, член Союза художников РБ:
– Я Ирину давно знаю, смотрю, как меняется стиль, тематика, здесь и наивность есть, и влюбленность, и сказочные фантазии, она не замыкается на чем-то одном.
Альфия Черных, художник, член Республиканского народного клуба художников «ТАН»:
– Ирина, поздравляю тебя с такой прекрасной, нежной, замечательной выставкой! И вот эти картины – это отражение тебя, ты такая и есть: чудесный, хороший человек!
Владимир Прибытов, художник, член Республиканского народного клуба художников «ТАН»:
– Ирина, я Вас поздравляю, замечательная выставка, мне особенно нравятся эти коты, и вот эти шуты, замечательно просто, но цветами Вы превзошли всех, так держать!
Елена Макарова, художник декоративно-прикладного искусства:
– Заходя в гостиный зал, попадаешь в сказочную атмосферу пространства, похожего на остров, где царит любовь, свет и добро. Когда смотришь на эти картины, прямо сердце, душа отдыхает, ты молодец, поздравляю!
– Какое буйство красок, радуга светит, я не знаю, как ты все это угадываешь, то одним цветом, то другим. Нигде ничего темного нет, так могут выглядеть картины у человека с чистой душой, добрыми намерениями, с любовью к жизни и окружающим. Спасибо тебе большое за твое творчество!
Подготовил Василий АРТЕМЬЕВ