Все новости
ВЕРНИСАЖ
16 Октября 2020, 14:30

Учат «стены» и окружение

Честно говоря, когда я пошел на открытие выставки бирского художника Александра Заярнюка в галерею «Ижад» г. Уфы, увидеть что то необычное даже не предполагал. Ну, будут красивые бирские улочки со старинными купеческими домами и храмы, золоченые купола, сельские пейзажи, березки и рябинки с белоснежными облаками, виды реки Белой с любимого парка отдыха горожан Соколок и прочее.

Но увиденное меня поразило с первых минут. На поверку оказывается, что название выставки «Цвет странствий» как нельзя лучше отражает самую суть представленных работ. Страны, в которых побывал живописец, оживают перед нашими глазами в ярких брызгах причудливо растекшихся красок.
Оказывается в творческом багаже художника – 18 персональных выставок и участие в республиканских, всероссийских, международных выставках, фестивалях и конкурсах изобразительного искусства. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях России, Болгарии, Украины, Албании, Германии, США, Армении, Ирана, Черногории, Италии. Мастер одинаково свободно работает в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, сюжетной картины. На картинах изображены испанские мотивы, пейзажи, порты, жилые кварталы Хорватии, Франции, Болгарии, Германии, Черногории, Италии, и еще множества европейских стран и городов Средиземноморья.
Александр Николаевич Заярнюк родился в 1978 г. в селе Подольское Республики Башкортостан. В 2001 г. окончил художественно-графический факультет БГПУ им. М. Акмуллы, с этого же года начал преподавать в Бирском филиале Башкирского государственного университета. Доцент кафедры изобразительного искусства. Лауреат Аксаковской премии (2001 г.); член Творческого Союза художников России и Международной федерации художников (2004 г.). Награжден бронзовой и серебряной медалями ТСХ России «За вклад в отечественную культуру» (Москва, 2009, 2010 гг.), дипломом «За вклад в отечественное изобразительное искусство» (Москва, 2014 г.).
И потому вопрос автору, что вдохновляет на творчество, откуда они появились задатки художника из небольшого башкирского села?
– Писать я начал с раннего детства, видимо, во мне изначально было заложено такое мироощущение. Хотя, действительно, жил не в Испании и Италии – в Башкирии, в Хайбуллинском районе. У нас прекрасная природа, но, конечно, другая. В нашем районе особого ландшафтного разнообразия не было, там, в основном, степь. Но у меня такой характер: всегда хотелось вызывать положительные эмоции, ощущение радости у зрителя. Особенно сегодня, на фоне большого количества негативных настроений и в творчестве, и в жизни – особенно. Для этого и пишу, в основном. Пока у самого настроение не поднимется, не отхожу от холста. Поэтому и страны Средиземноморья люблю, Италию, Балканский регион, Черногорию, Хорватию. Менталитет жителей этого региона очень мне по душе. А южные народы, действительно, периодически принимают меня за «своего».
– Вы участвовали в республиканских, всероссийских и международных конкурсах, выставках, таких как «Искусство сегодня» (Москва); «450-летие присоединения Башкортостана к России» (Ишимбай, Салават, Уфа, Москва); «Жанр портрета в изобразительном искусстве» (Уфа); «Ассамблея искусств» (Москва); «Русские национальные традиции» (Котор, Черногория); «Взгляд из России» (Турин, Монкальери, Ланьяска); «Аквабиеннале» (Петрозаводск); «Дни республики Башкортостан» (Париж); «Современное изобразительное искусство России» (Москва); «Русь православная» (Тольятти); выставка членов ТСХ России (Геленджик, Янгантау); «Дни культуры Башкортостана» (Чебоксары); «Взгляд из Италии», ЦСИ «Облака» (Уфа); «ИдельАрт» (Казань) и другие. Еще и преподаете. Как на все хватает времени?
– Считаю, что это не много, стараюсь хотя бы один раз в год одну персональную выставку проводить. Конечно, в финансовом и эмоциональном плане это непросто. У нас в России художник практически всё сам делает: рекламу, развеску… В недавнем прошлом я организовывал масштабные выставки с привлечением музыкантов, актеров, в частности, именно так проходила серия выставок «Почти итальянец» – в Бирске, Уфе, Магнитогорске.
Замечательная площадка была в Гостином Дворе: работы хорошо смотрелись, благодаря отличной акустике чудесно звучала музыка. В театрализованное действо вовлекался каждый зритель, а на фоне экспозиции выставки шли съемки художественного фильма «Утро седьмого дня» с участием режиссера Салавата Вахитова и актеров Башкортостана. Придумали фантасмагорический сюжет, в русле которого в главного героя – художника – влюбляется девушка, пришедшая на его выставку. Задумывалось несколько серий, отсняли рабочий материал – получилось интересно.
Я до сих пор считаю, что в «Гостинке» была самая лучшая площадка, любой человек мог даже случайно зайти – и приобщиться к искусству. А стереотип, что художники должны выставляться только в галереях, давно морально устарел.
Родной город и ВУЗ, конечно, тоже поддерживали и поддерживают. У нас очень хорошая, замечательная картинная галерея в Бирске, коллекция которой постоянно пополняется.
– Ваши любимые художники…
– Мои любимые художники – Матисс, Сезанн… А из русских – Константин Коровин, Илья Машков. Лучшим российским портретистом я считаю Николая Фешина, он превзошел по мастерству даже своего великого учителя – Илью Репина. Это сложный, я бы сказал, мучительный жанр, эмоционально выматывающий. Ты стремишься на холсте раскрыть психологию, характер человека, его внутренний мир. У хорошего портретиста все это происходит на подсознательном уровне. Что касается меня, то в институте в качестве дипломной работы я выполнил серию картин, посвященных Юрию Шевчуку. причем дипломную работу посвятил самому известному нашему земляку Юрию Шевчуку. Для этого специально поехал в Петербург и работал в студии Ю. Шевчука 10 дней, написав за это время 5 графических работ и картину. И в них постарался применить упомянутые принципы. Наверно, кое-что получилось. На защите присутствовали друзья Ю.Шевчука по первому составу «ДДТ» Р. Асанбаев и Р.Каримов.
– Да, получилось очень даже прекрасно. И все таки редко кому удается успешно сочетать такие разные жанры - пейзажи, натюрморты и портреты. До вуза вы обучались живописи?
– Я рисовал с раннего детства, но в художественной школе не учился. Думаю, страсть к искусству передалась мне от мамы: она работала фармацевтом, но любила рисовать. В семье царила творческая атмосфера: отец очень много читал и меня к этому приобщил; благодаря родственникам с Западной Украины у меня всегда в наличии были карандаши, краски. Я рано начал рисовать маслом. Окончив школу, год обучался на рабфаке в Уфе, затем поступил на художественно-графический факультет педуниверситета. Педагоги у нас были хорошие, но тех, кто хочет чего-то добиться, учат «стены» и окружение. Главное – внутреннее желание, внутренний посыл. Если говорить о технических приемах, то работать акварелью меня научила Н.В. Турьянова, а масляную живопись я сам освоил. На пленэре работаю чаще акварелью, акрилом, потому что на природе, на открытом воздухе, легче акварелью писать. Она и сохнет быстрее, хотя является более сложной техникой.
– А где находится ваша мастерская?
– Мастерская, и не только моя, находится в стенах Бирского филиала Башгосуниверситета. Здесь же, функционирует картинная галерея, насчитывающая в своем запаснике более 500 картин известных башкирских авторов. Директор филиала С. Усманов очень живой и активный человек, который вот уже много лет успешно помогает работе галереи: там проводятся выставки, приглашают иногородних художников и даже закупают картины.
– Как долго уходит времени на создание одной картины?
– Пишу я быстро, обычно в два-три сеанса, а бывает – и в один: манера письма и характер такой. Потом, как правило, начинаю немного портить – настроение улетучивается, происходит перегрузка ненужными элементами. Много времени занимает педагогическая деятельность, поэтому, конечно, работаю не каждый день. Но живопись – отдушина для меня, когда работаешь, поднимается настроение, появляется смысл жизни.
– Получается гармонично сочетать живопись и преподавание?
– Прежде всего, я, конечно, художник, а потом уже – преподаватель. К студентам у меня подход демократичный, я ничего им не навязываю, никогда не заставляю в каком-то определенном направлении работать. Стараюсь так направить, чтобы они сами раскрывались, свой почерк искали. Главное, чтобы у них появилось желание работать. К сожалению, сейчас этого сложно добиться: урезаются часы по спецпредметам, поступает контингент менее сильный в последнее время. Более талантливые ребята стремятся в большие города, в столичные вузы.
– У вас есть свои любимые работы?
– Мне нравится цикл «Венеция» – это был капельный период, когда краска свободно течет и как бы «дорабатывает» что-то сама.
– Вы идете своим особым путем и уже много сделали на этом пути. Не тяжело?
– Я привык всего добиваться сам, а трудности – закаляют.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН, фото автора
Читайте нас: