Все новости
ВЕРНИСАЖ
17 Сентября 2020, 17:31

Кудесник исторических полотен

В этом году исполнилось 132 года со дня рождения признанного мастера башкирского изобразительного искусства – Анатолия Петровича Лежнева (1888–1956), основоположника исторической живописи в республике. К наиболее известным работам мастера относятся произведения «Поимка Салавата», «Бой Салавата с авангардом Михельсона», «Штурм Уфы пугачевскими отрядами» и другие. Исторические полотна Лежнева – наиболее популярные в его наследии, затмили другие грани его творчества в области пейзажа, портрета.

В коллекции БГХМ им. М. В. Нестерова и его архиве имеются интересные материалы, раскрывающие многогранную деятельность художника. Так, из архивных материалов мы, например, узнаем о том, что он был одним из первых художников, внесшим значительный вклад в дело художественного образования молодежи, организовав одну из первых изостудий в Уфе при клубе Железнодорожников, в которой сам преподавал с 1919 по 1924 год. Его педагогическая деятельность не прекращалась и позднее, вплоть до 1938 года. Лежнев преподавал изобразительное искусство и в Башкирском педагогическом техникуме, Театрально-художественном училище, на рабфаках. Поскольку в республике не было профессиональных художников монументального искусства, то в свое время он занимался и росписью стен (Территориальное управление БАССР, клуб Красной Армии). Лежнев был одним из основателей Союза художников РБ и его первым председателем. На выставках тех лет его станковые работы занимали почетное место.
В Уфу Анатолий Петрович Лежнев приехал вместе с семьёй в 1897 году, здесь его отец получил место конторщика на заводе «Вольмута», здесь же в свое время подростком работал и Анатолий. Балаганы и ярмарки в начале XX века в Уфе, как и любой другой провинции, были излюбленным праздничным времяпровождением. Именно здесь юный Лежнев впервые увидел цветные олеографические картинки с изображением батальных сцен (взятие Суворовым Измаила, покорение Сибири Ермаком), которые завладели вниманием мальчика. Он увлечено начинает заниматься копированием. В 1902–1905 годах берет уроки у местного художника П. Шепелева (выпускника Академии художеств). Со смертью отца забота о семье ложится на плечи Анатолия. В поисках заработка он делает декорации для фотографов, пишет портреты и пейзажи. С 1907 по 1908 год работает в живописной мастерской Глазатова (Уфа), выполняя различные художественные работы. Лежнев понимает, что необходимо продолжить образование, и с этой целью в 1911 году едет в Москву. В 1912–14 годах учится в школе скульптуры и живописи Василия Никитича Мешкова. Здесь же происходит его знакомство с Василием Ивановичем Суриковым, советы которого впоследствии окажут большое влияние на творчество молодого художника. Вероятно, под влиянием творчества Сурикова растет его интерес к исторической живописи. В эти годы Лежнев пишет ряд этюдов на исторические темы. Суриков отмечал, что его самостоятельные работы были более интересны, чем студийные.
Вернувшись в Уфу в 1914 году, Лежнев занимается творческой работой, пишет картины, расписывает церкви. В этом же году создает портрет – «Дуньча», так с нежностью всю жизнь Анатолий Петрович называл свою жену – Евдокию Павловну Лежневу. Ее образ не одиножды запечатлел в своем творчестве художник. В 1920 году он создал ее графический портрет в профиль, акварельный портрет с сыном Георгием, а в 1930 году – портрет, выполненный маслом. На работах художник везде любовно пишет «Дуньча», «Дуньча и Горка». В 1916 году Лежнева призвали в армию, однако пробыл он там недолго и был комиссован по болезни. От этого времени в творческом наследии художника сохранилось несколько портретов военных, выполненных карандашом («Старшина Дергунов», «Пермяк»). К после революционному периоду относятся его наиболее удачные работы в области пейзажа «Синие тени», «Дубки».
В 1920-е и 1930-е годы Лежнев создает свои наиболее известные произведения. Это исторические полотна, посвященные Салавату Юлаеву и Степану Разину, работы, отражающие революционные события («Митинг в Уфе в Ушаковском парке. 1905 г.»). Делает зарисовки, отражающие архитектурный образ старой Уфы и ее окрестностей («Храм в Нагаево», «Чесноковка»). Создает декорации к спектаклям. Он часто ездит лечиться на воды и возит с собой самодельные альбомы для зарисовок, работает сангиной и карандашом. Так, в Пятигорске его привлекают лермонтовские места, а в поездке по Волге – Жигулевские горы и волжские просторы.
В 1937 году вся страна торжественно готовится праздновать юбилей А. С. Пушкина. Над созданием картин и эскизов по данной теме работают многие художники (А. Тюлькин, К. Девлеткильдеев). В художественном музее сохранился эскиз, выполненный Лежневым в 1935 году, отражающий поиски художника в области построения композиции. Законченная же работа была выставлена на персональной выставке художника в 1936 году. В каталоге к ней было указано, что данное полотно было выполнено для Пушкинского комитета при БашЦИК и СНК БАССР.
В 1940 году А. Лежневу «За большие заслуги в области развития изобразительного искусства Башкирской республики, а также за педагогическую и творческую деятельность присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств БАССР».
Плодотворно художник продолжал трудиться и в годы Великой Отечественной войны. В его творчестве снова появляются произведения исторической тематики. В 1941 году как гимн освободительной борьбе народов Лежнев пишет картину «Башкиры в Париже.1814 г.» и другие. В 1942–43 гг. ведет активную работу, возглавляя Оргкомитет при Союзе художников.
В 1955 году работы Лежнева в числе произведений других художников представляют искусство Башкирии на Декадной выставке в Москве. Сегодня значительное количество работ художника хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова и занимают достойное место в экспозиции Национального музея РБ.
Лилия Бондаренко