Все новости
ВЕРНИСАЖ
18 Марта 2020, 15:44

Влюбленный в природу

В Уфимской художественной галерее 17 марта состоялось открытие персональной выставки Ильдара Гильманова, приуроченной к 50-летию художника. В церемонии открытия приняли участие замминистра культуры РБ Ринат Халиков, председатель Союза художников РБ Хатип Фазылов, председатель Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин.

На протяжении своего творческого пути Ильдар Гильманов обращался к разным видам изобразительного искусства, но любимым является живопись.
Однажды довелось услышать от весьма уважаемых уфимских искусствоведов, что «пейзажи – это удел несостоявшихся художников, вынужденных утешаться простым изображением природы, потому что им неподвластен серьезный тематический жанр».
Это высказывание представляется совершенно необоснованным, более того, оно опровергается всей историей мирового искусства, в котором пейзаж с эпохи Возрождения сначала становится незаменимым «психологическим фоном» портрета, мифологическим и религиозным – картины, а с XVII века – самостоятельным и чрезвычайно популярным жанром, способным выразить всю палитру человеческих чувств и настроений. Пейзажу отдали дань Рубенс, Рембрандт, Гейнсборо, Коро, Моне, Сезанн, Ван Гог и многие другие замечательные художники.
К примеру, выдающийся немецкий пейзажист Каспар Фридрих как никто другой сумел выразить в своих романтических произведениях восхищение и ностальгию по овеянному легендами Средневековью. Без пейзажей Исаака Левитана невозможно представить себе русское искусство, ибо в них воплотилась душа русского народа с ее лиризмом, трагедией, болью и величием. В живописных гимнах, которые слагал природе Николай Рерих, прозвучала песнь непостижимой красоте и тайне космоса. Именно в пейзаже Шишкину, Саврасову, Куинджи, Нестерову удалось отразить сложнейшие духовные переживания переломного времени, философски осмыслить и передать свое отношение к происходящим событиям.
Сейчас, к сожалению, среди основных тенденций современного искусства обращает на себя внимание стремление запечатлевать хаос и дисгармонию. Так называемые «тематические» полотна в большинстве случаев не обладают подлинной общечеловеческой значимостью, потому что художники все больше уходят в узкий мир личных болезненных и зачастую малоинтересных фантазий. Из тематической картины «уходит» подлинное содержание из-за отсутствия настоящей темы, способной затронуть зрителя.
На общем фоне такого состояния искусства пейзаж по-прежнему сохраняет свои позиции. Природа, увиденная глазами влюбленного в нее художника, способна окрылять, дарить зрителю ни с чем несравнимую радость сопереживания красоты, вызвать живой и искренний отклик в миллионах сердец.
Ярким примером тому служат пейзажи талантливого художника, члена Союза художников России Ильдара Гильманова, активно работающего в самых разных живописных жанрах: портрете, тематической картине, натюрморте, пейзаже. Последний представляется одной из самых сильных сторон его творческого дарования. Привлекает незамутненность и сила чувств, умение показать в самом скромном пейзажном мотиве дыхание и мощь нашей природы, непреложность ее красоты и гармонии.
Легкостью, свободой, сиянием отличается пейзаж «На Миньяре». Картина исполнена предельно просто: тихая гладь воды вдоль всей ширины картины, параллельно ей – дома, лишь справа слегка разбивает несложный ритм композиции фигура женщины, споласкивающей белье. Всю высоту картины занимает гора, и только слева от нее – небольшой кусок неба. Главное здесь достигается через живопись. В этом пейзаже во всю силу проявляется колористическое дарование Ильдара Гильманова. Художник добивается здесь необычной цветовой свежести через точно найденные насыщенные взаимоотношения зеленого, красного, синего, образующих общую гармонию контрастов.
На картине «Закат на Миньяре» точка отсчета начинается с нижнего края рамы, где художник изобразил кусок забора, огораживающего двор. Возникает чувство, что мы находимся внутри этой обители и любуемся тихой гладью воды, предзакатным небом, уютными домами, которые затейливой цепочкой рассыпались по склону горы. Внутренний ритм, возникающий от композиционного расположения масс и гармонично созвучных друг другу цветовых пятен, создает ощущение какой-то звенящей радости и света, какое бывает в детстве.
Необычайно лаконичен, прост и ясен по своему решению пейзаж «Уральский поселок». В него словно не долетают бури, тревоги. Внизу – спокойная, безмятежная гладь воды, дома – как знак начала жизненного пути человека. Горы, все выше и выше стремящиеся в небо, словно цель, поставленная кем-то свыше перед каждым из нас. В этой работе особенно ясно выражена внутренняя глубина и значимость авторского замысла.
В картине «На Урале» горы предстают перед нами как некое энергетическое место, где земное – горы – соединяется с небом. Этого ощущения полета художник достиг не сразу. Возможно, автор первоначально и не ставил перед собой такой задачи. В первом варианте картины, названной «Башкирский аул» (2004), много неповторимого очарования и своей прелести. Зритель словно с вершины холма созерцает башкирский аул, любуется голубыми вершинами Уральских гор. Явственно присутствие легкого ветерка, гоняющего облака вдали. Цветовая гамма решена здесь теплее, чем во втором варианте – «На Урале», который, став холоднее и суровее, помог художнику придать одному и тому же пейзажу другое – неземное звучание. Цветовая гармония строится здесь на звучании темно-синего, голубого, серого, столь характерного для Уральских гор. Рассмотренные пейзажи – лишь небольшая часть удивительных природных мотивов, воссозданных И. Гильмановым в живописи. Его природные образы обладают одним важным качеством: они способны пробудить в душе светлые чувства, подарить истинную радость, вознести над мирской суетой.
Несомненной творческой удачи в изображении цветов Ильдар добивается в триптихе «Цветы долины Гелиоса» (1999). Здесь уже гимн не земным, а небесным, вернее, солнечным цветам. В левой части триптиха – царство синих цветов, в правой части – ликование красных. В центральном полотне художник объединил красные и синие цветы вместе. Этот триптих воспринимается как зримое воплощение светлого мира, где живут единство, гармония, взаимопонимание. Это мир вечного Солнца и цветения, который Ильдар дарит своему зрителю.
«Работы написаны лаконично, декоративно, – отметил Хатип Фазылов. – Они несут свет, пробуждают радостные чувства».
«Сложно рассказывать о собственном творчестве, – говорит художник. – В своих работах я выражаю впечатления детства, всей моей жизни. Надеюсь, они найдут своего зрителя, потому что картины живут, только когда на них смотрят».
Выставка продлится до 11 апреля.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН