От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
ВЕРНИСАЖ
19 Февраля 2020, 14:42

К 80-летию Рустяма Фаткуллина

Впервые в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова экспонируются работы семейного творческого дуэта – Рустяма и Дины Фаткуллиных – отца и дочери.

В экспозиции – 64 произведения, большая часть которых представляет декоративные панно, арт-объекты и акварель художника декоративно-прикладного искусства, графика, педагога, Отличника народного просвещения РСФСР, Отличника народного образования Республики Башкортостан Рустяма Мугиновича Фаткуллина. Несколько живописных произведений его дочери, Дины Фаткуллиной, внесли живую струю и гармонично дополнили экспозиционный ряд юбиляра.
Открывают экспозицию ажурные орнаментальные циклы, а также тематические арт-объекты Рустяма Фаткуллина, в которых используются художником разные породы дерева – ольха, липа, хвоя, инкрустируемые фрагментами зеркал и стекол, достигается динамика и выразительность композиций («Косяк журавлей», «Зонтик», «Шаура», «Лик»). Символические образы персонажей в виде готически вытянутых форм подобны высокому древу, устремленному ввысь («Тенгри», «Хранительница очага» из цикла «Мир Тукая»).
Следующий раздел выставки поражает удивительным сочетанием живописи Дины Фаткуллиной с деревянными композициями ее отца – Рустяма Фаткуллина. Эта гармония достигнута благодаря неяркой, спокойной, пастельной колористической гамме Дины и ее пастозной манере живописи. Художник признается, что для выразительной фактуры живописи и ощущения свободы часто вместо кисти предпочитает работать мастихином. Широко и виртуозно написанный живописцем окружающий мир позволяет ощутить тепло земли, предрассветную свежесть, дыхание ночного города, радужную красоту полевых цветов («Тепло земли», «Утро», «Вечерний город», «Космеи»).
Резные модернистские арт-объекты Рустяма Фаткуллина вмещают в себя и народный фольклор, и изящный интерьерный дизайн (панно «За водицей», «Балкон»).
В своих картинах-ностальгиях Дина Фаткуллина часто вспоминает далекое детство, поездки с родителями за город по реке Белой. Те же чувства овладевали и всемирно известного балерона Рудольфа Нуреева, уроженца Уфы. Неслучайно рядом с картиной Дины Фаткуллиной «Мой город», изображающей уфимский пейзаж с арочным мостом, раскинутым над рекой Белой, и камерной беседкой в тенистом парке, представлен цикл Рустяма Фаткуллина, посвященный знаменитому танцору. Деликатно и тонко переданы в пластических композициях красота и изящество балетного танца, труд, мастерство и упорство исполнителя (панно «Парный полет», «Усталость», «Школа»). Привлекает внимание портрет Р. Нуриева. Сотканный из осенних листьев, он подчеркивает выразительные черты лица знаменитого балерона, его необычную судьбу. Подобная ностальгия характерна и для цикла «Пушкиниана» (панно «Болдино»).
В завершающей экспозиции вновь звучат народные мотивы как в резной пластике Рустяма Фаткуллина, так и в его акварелях. Эстетизированное модульное пространство объединило деревенский быт с прозрачной колодезной водой, традиционным чаепитием, дымящим самоваром, тканым декоративным паласом. Акварели художника, написанные по-сырому, свежи и непосредственны, спокойны по колориту, взмахом кисти запечатлевают все, что видит художник на земле: первое цветение, всплеск волны, весенние хлопоты («Яблонька», «Тыква цветет», «Одуванчик», «Волна», «Рябина»).
Совместная выставка двух художников, двух поколений, работающих в разных художественных техниках, показала единство взглядов на окружающий мир; здесь прослеживается обладание богатыми знаниями в различных областях изобразительного искусства, побуждение передать свой опыт и мастерство подрастающему поколению художников.
Ольга ПОЛЕНОК
Читайте нас: