Все новости
ВЕРНИСАЖ
30 Января 2020, 14:40

И в черном мире выпадает снег

Выставка старейшины уфимского сообщества художников Николая Александровича Пахомова открыта в Уфимской художественной галерее, что на Революционной, 34, на Центральном рынке, до 15 февраля.

Несмотря на возраст, а художнику уже 83 года, выставка сформирована из свежих и свежайших работ, под картинами часта дата 2019 год. Как всегда у Пахомова много черного цвета, только раньше он был саркастично-ехидный, а теперь отчаянно-одинокий, обрушивающийся изнутри. Взять хотя бы абсолютно черный автопортрет. Спросила у очень взрослой дамы, присутствовавшей на выставке, – « Он один живет?». Дама оказалась искусствоведом и ответила, что «да, один», а еще мы разобрали с ней, какие нам картины нравятся и почему. Нам нравятся лошадки и цветы, и абстракции, где можно углядеть шагающую ауру, и сварщика, и намек на абрис двух лошадок и еще много чего.
Позже, когда дама удалилась, я сама углядела «Зиму» – сепией протаяла полынья под мостком, избушка темнеет среди наклонных то ли скал, то ли стволов, и это всё без полутонов. Очаровательная картина, которая мне глянулась – на расстоянии: чем дальше отходишь, тем сказочнее и реалистичнее становится. И да, поскольку Николай Александрович краски не жалеет, и некоторые картины или их элементы просто вылеплены из красочной массы – например, «Обнаженная» или «Трактористы», которые еще и основой имеют серые, негрунтованные доски. Фактура при близком взгляде слишком перетягивает внимание на себя с настроения картины, с композиции и содержания. Эти картины ещё требуется уметь смотреть. Требуется отойти подальше, чтобы перестать замечать частности живописной техники, и тогда увидите общность с мифами, некую даже библейскость людей: например, в картине «Рахим итегез» она благостная, а вот в «В кузове» будто атмосфера пребывания людей в аду – и сразу вспомните проселочные глинистые сельские дороги осенью прошлого века, ничего радостного в путешествии между деревнями в распутицу в 70–80-е годы не было, а Николай Пахомов помнит еще более ранние времена, ибо застал.
Но главное очарование выставки принесли мне картины с изображением животных – и вол, исполненный очей, с белым абрисом во тьме стойла, и красная голова бычка, выглядывающая из серого сарая. А уж какие славные лошадки – и бодро скачущая в упряжи, и философски понурая на просторе, как портрет толстовского Холстомера.
Да, впрочем, чего описывать, когда вы просто можете сходить на выставку – увидеть и «Трактор», и «Кураиста», куда ж без последнего, если ты здесь родился. Многообразие черного понятно, когда есть белый, такой, как в «Зиме», распахнутом «Окне», такой, как в прорастающих ярких «Цветах». Яркие «Цветы» более всего у меня ассоциируются с незаурядной личностью художника Пахомова, блестящего рассказчика и «Последнего старовера» из статьи-интервью Айдара Хусаинова.
Фотоальбом выставки, фото Галарины
ГАЛАРИНА
Читайте нас: