Все новости
ВЕРНИСАЖ
18 Сентября 2019, 12:46

Игры в традиции и с традицией

В Музее современного искусства им. Наиля Лутфуллина (Карла Маркса, 32) открылась любопытная выставка под названием «Игры в традиции и духовность. 8 in 1».

Что такое «традиция» в современном мире – попытка сохранить прошлое или способ навязать определенные интересы? Сейчас мы как никогда ощущаем нависшую над всеми нами некую парадигму по внедрению определенных традиционных стандартов. И дело тут даже не в республике, а в повсеместном явлении по всей нашей родине. Казалось бы, нужно успокоиться и дать каждому свой способ проживания жизни, но социум постоянно сталкивает нас с разными людьми из разнообразных народностей, у каждого из которых свои традиции и обряды. Это нормально.
Определенный способ выразить свое мнение нашли молодые уфимские художники, устроив выставку «Игры в традиции и духовность» и, рассматривая ее, осознаешь, как разнообразно видение этого явления у творческих людей. Выставка тем хороша, что неоднородна: в своем составе она имеет работы восьми разных художников. Это Эмма Грамс, Александр Кайдалов, Артём Новосёлов, Дарья Мацкевич, Алёна Савельева, Александр Соболев, Тимур Уразметов, Вадим Халитов. И у каждого есть, что сказать по теме – от едко-саркастической манеры до мрачного и меланхолического настроения.
Прекрасные и полные сатирического юмора картины Алёны Савельевой, позволяющие в небольших, но существенных деталях показать некий абсурд происходящих событий. Плавно переходя взглядом на следующую стену, где расположились большие работы Артёма Новосёлова, с настроем, близким к фильмам Дэвида Линча – шоссе, уходящие в никуда и девушка без лица, выглядывающая из окна автомобиля (картина «Не смотри на меня»).
Интересен подход к теме у художника Вадима Халитова. Тут уж не обойтись без аналогий с Энди Уорхолом – несколько баночек знакомого нам всем «Буздякского» (никакой рекламы, чистый арт). Далее Халитов представляет «Возможности башкирской живописи», трансформируя одну и ту же картину в разных стилях и формах, под конец и вовсе помещая ее в скрин из Instagrama – идеальное соединение традиций и современного прогрессивного мира.
Где-то рядом обычная девушка «Айсылу» с коромыслом и в национальных одеждах оказывается на луне по соседству с американским флагом (Александр Кайдалов, «Айсылу»).
Интернет-мир врывается в жизнь в еще одной любопытной картине Александра Кайдалова «Ужас, что творится», где с монитора на нас взирает Youtube с открытой записью зверств и бесчинств, на которую смотрит зритель за чашечкой чая с другой стороны земного шара. Ведь это все где-то, а не здесь, но потекшая с экрана кровь доказывает обратное – страшный мир ближе, чем мы думаем.
Героиня картины Александра Соболева раскрывает свою невинность, разрезая на себе ножницами платье как способ освободиться от условностей и рамок («Секрет невесты»). Эмма Грамс представляет сюрреалистичный лес, а Дарья Мацкевич трактует «традиционность» как обыденность. Урал Уразметов показывает нам «Инструменты», которые в большей степени пыточные – будучи когда-то довольно обыкновенным явлением, сейчас вызывают у нас ужас. Еще одна переворотная вещь, что и сами традиции видоизменяются, приобретая совершенно другой смысл.
Впрочем, нужно понимать, что это лишь игра. Молодые художники вдоволь поигрались с темой, выразив таким образом свое видение современного мира. Где-то зубоскаля, где-то задумавшись, где-то просто видоизменяя форму. Главное достоинство выставки – это ее современность и актуальность. И разнообразие. Таким образом, у каждого, кто ее посетит, будет свое мнение на этот счет. И в этом один большой плюс.
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас в