А ВПРОЧЕМ
– Ты, Пушкин, настоящий пророк, – сказал Жуковский Пушкину. – Все, о чем ты писал десять лет назад, сбывается.
– Ты считаешь меня писателем светлым, радостным. А все писатели светлые, радостные – пророки, – сказал Пушкин. – Потому что светлого, радостного в будущем всегда много.
Пушкин помолчал несколько мгновений и, грустно улыбнувшись, добавил:
– А впрочем, и все печальные писатели – тоже пророки. Потому что печального в будущем – тоже очень и очень много.
ВЫХОДИТ, ЧТО ДА
– Что в рассказе важнее – правда или занимательность? – спросил у Пушкина Гоголь.
– Занимательность, – ответил с улыбкой Пушкин.
– Но ведь правда для человека дороже.
– Да, дороже. Если человек прочтет занимательный рассказ и не увидит в нем правды, он этот рассказ забудет. А если увидит в нем правду, то этот рассказ не забудет.
– Выходит, что правда важнее?
– Выходит, что да.
– А почему же вы сказали, что занимательность в рассказе важнее?
– Так ведь для того, чтобы узнать, есть в рассказе правда или ее нет, рассказ этот нужно сначала прочесть?
– Да.
– А чтобы его можно было прочесть, он должен быть занимательным?
– Да.
– Вот и выходит, что главное в рассказе – занимательность, – рассмеялся Пушкин.
СТОЛЬКО, СКОЛЬКО
– Твои стихи будут жить долго, – сказал Жуковский Пушкину.
– А что значит долго?
– А это значит очень долго.
– А что значит очень долго?
– Сколько бы лет ты ни называл, стихи твои будут жить еще дольше.
– Ты хочешь сказать, что жить они будут вечно?
– Да.
– Но на свете ничего вечного нет. Проходит все. Даже непреходящее искусство, – грустно улыбнулся Пушкин.
– Ну хорошо. Выражусь по-другому. Твои стихи будут жить столько, сколько будет жить русский язык. В это ты поверить можешь?
– В это поверить, кажется, легче. А сколько будет жить русский язык? – спросил Пушкин.
– А русский язык будет жить вечно, – улыбнулся Жуковский.
РОЛЬ БЕЗ СЛОВ
– Николай Васильевич, у вас немалые актерские способности, – сказал Пушкин Гоголю. – Вам не приходилось участвовать в спектакле?
– Приходилось.
– В каком?
– В «Ревизоре». Но только роль у меня была без слов.
– Без слов? Значит, роль совершенно ничтожная.
– Да не сказать, чтобы ничтожная совершенно.
– А все-таки? Какая?
– После спектакля я по вызову выходил на сцену и раскланивался.
– Ну и как эта роль у вас получалась?
– Если судить по хлопкам, то получалась довольно неплохо, – улыбнулся Гоголь.
«Истоки», №24 (190), декабрь 1998. С. 6-7
Продолжение следует…