«…лишь выдох в таянье не мой
его
немой восторг в ноябрь
истаял
и отлетело обаянье в год
а только и стоял ещё ноябрь
душа застигнута врасплох
сама собой
вдруг замерла и не надышится…»
Алексей Кривошеев, из стихотворения «Выйти на другую улицу», 27.11.23
Писать и размышлять о стихах поэта всегда трудно, для этого надобно самому быть поэтом или иметь поэтическую душу и тот духовный опыт, который поможет как-то приблизиться к пониманию личности поэта и его произведений. Любое неосторожное, необдуманное или резкое критическое слово может быть ненужным и травмирующим, направленным не на созидание, а на разрушение — это я теперь ясно осознаю, когда берусь за анализ стихов различных ныне здравствующих авторов.
Как сказал когда-то английский писатель и философ Олдос Хаксли, «знание есть функция бытия». Не научившись понимать духовного измерения бытия в мире, мы не получим адекватного доступа к глубинным смыслам своей жизни. Поэт как никто другой воспитывает у себя это «око созерцания», накапливает навыки тонкой рефлексии и делает свои открытия в понимании жизни, а мы, знакомясь с его творчеством, тоже начинаем размышлять о поиске духовности, о смысле человеческого бытия, о «вечном», спорить или соглашаться с ним.
Впервые с творчеством Алексея Кривошеева я познакомилась более 20 лет назад и написала о его стихах в газете «Истоки», где главным редактором тогда был поэт Александр Павлович Филиппов. Статья называлась «Соловьиная дуэль» и вышла она 10 декабря 2003 г. Поэтическая дуэль состоялась между Алексеем Кривошеевым и Айдаром Хусаиновым. Воспринимать стихи на слух — не всегда лёгкое занятие. К тому же я в то время почти ничего не знала о личности Алексея Кривошеева. Тогда я выделила минорную тональность поэзии этого поэта, какой-то печали, вселенской тоски, некого пессимистического взгляда на жизнь. Я писала тогда о том, что Алексей Кривошеев с его резкостью и прямотой стремится сделать вызов всему искусственному, ханжескому, «мёртвой морали» в нашем обществе, тому, что идёт вразрез с правдой жизни. В его стихах не было пафоса, не было ложных декламаций в угоду кому-то или чему-то. Мне также понравились тогда в его стихах звуковые эффекты — ритм, перекличка звуков, сама стиховая форма. Но об архитектонике, композиции стиха, его метрике я тогда не бралась рассуждать. И всё же я в той статье написала о главном: «Алексей Кривошеев умный, разносторонний и интересный поэт». И спустя время, слушая интервью с поэтом, его выступления в программе «Переплёт», на литературном объединении УФЛИ, читая его статьи и стихи, его биографию, начала понимать, какой он.
Алексей Кривошеев окончил два университета: филологический факультет БГУ и психологический факультет РГГУ, испробовал и сменил много профессий: работал учителем в школе, охранником в различных организациях, главным редактором, журналистом. Писать стихи начал с 14 лет. Такового вот подростка описывает автор в шутливом стихотворении с длинным названием «Пионер и милицанер в уфимском скверике им. Ленина летом от Рождества Христова 70-х», 07.05.24. Едва прочитав заголовок и увидев написание слова «милиционер» как «милицанер», мы уже понимаем, что автор сам в предвкушении своего весёлого стёба. Но в то же время за шутками становится видна позиция поэта и критика им отрицательных сторон социализма, когда государство контролировало все аспекты жизни граждан, ограничивая их свободу слова, собраний, вероисповеданий и не давало возможностей для развития свободного мышления и творческой самореализации. Когда главными постулатами были: «Делай как все!» «Не высовывайся!» и т. п.
Алексей Кривошеев — человек с метущейся, с неуспокоенной душой, как и дОлжно быть поэту, неравнодушный, совершающий в жизни ошибки, терпящий поражения, взлёты и падения. Так в программе «Переплёт» он рассказывает о том, что в 1999 г. он уехал в Санкт-Петербург с семьёй, а вернулся в Уфу через 9 лет один. Кроме стихов, писал прозу, рассказы, начал писать роман под рабочими названиями «Геометрия отрицательных чисел» или «По-кайфу», но из-за многочисленных переездов с квартиру на квартиру рукописи были потеряны. На вопрос журналистов: «О чём задумывался роман?», Алексей Кривошеев ответил: «О конце века, о распаде общества, о любви, о смерти, о вечности». И потом добавил, что план его романа в некотором смысле походил на джойсовского «Улисса», но замышлялся, конечно, по-другому.
В сегодняшних стихах Алексея Кривошеева много юмора, иронии и самоиронии, даже гротеска, можно уловить некоторую усмешку над самим собой, над увиденным. Алексей пишет обо всём, что вокруг: город, трамвай, остановка, родители, гуляющие с детьми, девушки в автобусе и при этом у него свой особый взгляд. Он находит и придумывает свои колоритные метафоры, сравнения, слова и выражения и это подчёркивает его особенность и индивидуальность: «в позе гнутой вермишели», «на сильно накаблученных ногах», «зёрен душистых с ложбинками посерёдке», «что в очках — сверчки-наушнички. Что в ушах — затычки слов», «Чёрные липы в чалмах», «А ты, душа, как дух распятый».
Мне понравилось его стихотворение «Первый цвет сирени в майской ночи». — А где сирень? Светлана Гафурова /в ответ на мою ночную фотографию куста расцветающей сирени/. Прелестно уже само начало:
О верь мне, Светлана,
Жуковского грёза, –
Сиреневой праной
Ночь веяла слёзно!
Здесь и отсылка или перекличка с балладой Василия Жуковского «Светлана» при обыгрывании имени и «прана» — «дыхание» или «жизнь» — понятие, связанное с жизненной энергией в индийской философии и так красиво звучащее сочетание «сиреневая прана», то есть «сиреневое дыхание».
Стихотворение написано в шутливой ироничной манере и получилось таким лёгким, воздушным, изящным, эротичным, немного насмешливым и при этом исполненным поэтического изящества и смысла.
Послушав Алексея Кривошеева, почитав его стихи, я увидела человека интеллигентного, доброго, тонкого, с нежным сердцем, чутко откликающегося на чужую боль, на несправедливость, прошедшего через разные испытания, через потерю близких друзей, через почти смерть. Нельзя спокойно, без внутреннего содрогания и боли читать его стихотворение «Апостеориори»:
…Почти всё, во что ты верил прежде,
изменит тебе.
И однажды замрёт твоя живая душа,
А тело сожмётся в точку:
На трое бесконечных суток
Откажет дыхание,
И ты будешь дышать
Произвольно и через силу –
День за днём, ночь за ночью –
Пока дыхание не включится снова.
Поставив на кон жизнь и судьбу
Ты не обратишься к врачам —
Ни сразу, ни через истёкшие сутки,
Ни через десять бессонных ночей.
Считая мучительно и
бессильно
тикающие часы,
Прислушиваясь к сердцу,
Твердя Иисусову молитву.
И старый мир сгорит в твоей
крови,
И настанет Новая Жизнь!
И тогда –
Оживёт твоя душа
И тихо возликует.
(30.11.22).
Помню давным-давно на заседание лито УФЛИ Айдар Хусаинов предоставил слово одному молодому человеку. Он сказал, что пишет стихи. Это был скромный, с неброской внешностью человек, больше похожий на простого работягу, чем на поэта. Подумала тогда, что вот опять придётся слушать заурядные стишки очередного рифмоплёта. Человек начал декламировать свои стихи, и вдруг я замерла от удивления и неожиданности — … это были хорошие стихи — стихи настоящего поэта. И имя его тогда запомнила — Андрей Юдин. Позже читала подборку его стихов в «Истоках», «Вечерней Уфе», однажды даже в коридоре издательства столкнулись с ним, и Андрей сказал, что его стихи напечатали в журнале «Бельские просторы». Много позже случайно услышала, что Андрей записался добровольцем на СВО. И вот у Алексея Кривошеева с потрясением и болью читаю «Памяти поэта Андрея Юдина (1969-2024)»:
…Сегодня брат мой по перу
Погиб на СВО,
Он был — безбашенный гуру,
Писал — как жил он — на ветру,
Без дома своего.
Он был — талантливый поэт,
А может быть и бомж…
В предложенной для обсуждения подборке стихов у Алексея Кривошеева есть ещё 2 стихотворения, посвящённых, ушедшим от нас в мир иной, поэтам: Сергею Крулю и Станиславу Шалухину. С Крулем познакомилась на вечере памяти Станислава Шалухина, который был организован Айдаром Хусановым совместно с руководством музея им. Нестерова в 2003 году. Сергей Круль тогда пел свои песни и подписывал свои книги, а потом уже слушала его выступления на многих мероприятиях. У Алексея Кривошеева в стихотворении «Ностальгия о городе» Сергею Крулю, уфимскому певцу мы читаем:
Старенькие, вяленькие,
Маренькие –
Тлеющие в городе на сломе…
Круль умерший пел о вас, как
маленький, —
Пел сентиментально — как о доме.
И тогда ещё подумал
Празднично,
По-мальчишески смешно –
по-умирански:
Мол, как девушка, о счастье
Плачет дядечка!
Что нам прошлое? — мы
гибнем по-цыгански.
И, кажется, что всё это пишет поэт Кривошеев с маленькой толикой иронии и вдруг неожиданно с нежностью:
И теперь, как конокрад без
лошади,
Я смотрю, глазами улыбаясь:
Милые мои, совсем хорошие,
Мною вы любимы, как в начале!
О Станиславе Шалухине я узнала впервые, когда мы вернулись домой в родную Уфу. Я тогда начала работать редактором в издательстве «Слово», где мне и попался на глаза сборник стихов этого поэта. Стихи С. Шалухина меня заворожили, я взяла их читать домой, а на следующий день — а это было 2 июля 2002 г. пришло известие о гибели поэта в автокатастрофе. И в ночь с 1 на 2 июля над Боденским озером в Германии столкнулись пассажирский самолёт ТУ-154 М «Башкирских авиалиний и грузовой самолёт Боинг 757. И всё это смешалось в моём сознании в сплошной ужас и шок. И вот у Алексея Кривошеева есть стих «Жизнь в аду» Станиславу Шалухину (покойному уфимскому поэту конца прошлого века):
Я старею, но не старится
Мёртвый по перу собрат:
Всё стишится, всё гитарится,
Плачет в песенке мой бард!
Станиславу Шалухину тогда было всего 50 лет. Алексей Кривошеев пишет здесь о его «вечном, блоковском мотиве», который «саднит», и о том, как «Молились на поэзию» и как «ходил, как мог, по лезвию горем выпестованный стих».
Для справки: Алексей Кривошеев — автор книг «Ночные птицы» (1999), «Исполнение пустоты» (2004), «Осязание юности» (2004), «Единорог: из 5-ти книг» (2008), «Свободное поздно» (2009), «Парадоксы и посвящения» (2010), «Превращения: от четвёртого лица» (2014). «Единственная жизнь» сборник стихотворений (избранная лирика от 2015 до 2025 г.)
Размышлять о поэзии и о поэте Алексее Кривошееве можно ещё долго. Каждый сам, читая его книги, сделает свои выводы и получит собственное представление о его творчестве.
26.11.25 г.