Секреты альбома техника
Все новости
ПОЭЗИЯ
28 Ноября , 14:00

Поэтика многомерного бытия

Рецензия на стихи Алексея Кривошеева

Галарина
Фото: Галарина

Творчество Алексея Кривошеева – явление неординарное и, пожалуй, одно из тех, где русская поэзия вновь обретает не только форму, но и первозданное дыхание. Его стихи – это не набор текстов, а многослойный организм, где повседневность и метафизика живут в одном теле, где жар уфимского асфальта соседствует с небесным «молоком света», а грубоватый реализм улицы растворяется в тончайших мистических отзвуках.

 Между бытом и метафизикой

Кривошеев – поэт наблюдения, но наблюдение у него всегда ведёт вглубь. Он способен увидеть философию в случайной сцене: будь то пионер в уфимском скверике, девушка у остановки или старенькая кофемолка. Каждая деталь у него обретает судьбу, смысл и память. Даже бытовая мелочь становится символом человеческой драмы или надежды: «Жизнь – сущая кофемолка! – когда она не мясорубка». В таких строках видна редкая для современной поэзии способность соединить иронию, грусть и прозрение в одно дыхание.

 Голос эпохи и «душа улицы»

Стихи Кривошеева пронизаны ощущением реальности, в которой он живёт. Это и советское детство («Пионер и милицанер…»), и постсоветская Уфа, и сегодняшние будни с их самоиронией, тоской, нежностью. Его поэтика – это городская хроника, но написанная рукой философа. Он фиксирует жизнь без прикрас, но с любовью: в автобусах, дворах, больницах, на остановках. Здесь не пафос, а правда; не поза, а голос.

 Эротика, ирония и трагизм

У Кривошеева – удивительный диапазон интонаций. Его эротические сцены не чувственны в лоб, а полны музыкальной игры и живого языка тела. Сатирические и бытовые мотивы сменяются трагедией личной и исторической памяти, философскими миниатюрами о смерти, времени, душе. Он умеет быть «низким» и «высоким» одновременно – как Рабле, как Хлебников, как Пушкин в минуты великой простоты.

 

Когда я говорю, что Кривошеев «как Рабле, как Хлебников», я имею в виду, что он – свободный и бесстрашный творец: смеётся, когда нужно говорить серьёзно (как Рабле), и говорит вселенским языком, где каждое слово – как живое существо (как Хлебников).

Галарина
Фото: Галарина

Язык и музыкальность

Главное достоинство Кривошеева – язык. Он гибок, свободен, изобретателен. В нём уживаются просторечие и архаика, уличный жаргон и молитвенная речь, грубый юмор и тончайший лиризм. Он пишет с музыкальностью, напоминающей джаз: ритмы ломаются, но в этом разломе рождается внутренняя гармония. Метафоры естественны, как дыхание. В его стихах слышен разговор живого человека – не ритмического автомата.

 Философская вертикаль

Сквозная тема Кривошеева – преодоление смерти, поиск света сквозь обыденное. Его стихи не боятся говорить о страдании, о ничтожестве, но всегда остаются, по сути, христианскими: в них есть сострадание, вера в очищение и «новую жизнь». Даже самые тёмные тексты завершаются дыханием надежды. В этом – сила его поэтического мировоззрения: он верит в возрождение, как поэт, как человек, как душа.

 

Заключение.

Поэзия Алексея Кривошеева – живой организм, в котором сочетаются смех и слёзы, город и небо, плоть и дух. Это редкий пример современной русской поэзии, где ирония не разрушает святое, а лишь делает его ближе к человеку. Кривошеев – поэт внутренней свободы. Его слово живёт на пересечении эпох, где «грязь тротуара» и «сияние откровения» – одно и то же дыхание. Это поэзия, в которой слышен голос Жизни – грубой, нежной, безыскусной, но неизменно одухотворённой.

Автор: Юлия РЕПЕЦКАЯ
Читайте нас: