Рассказ опубликован в электронной культурно-литературной газете «Истоки» и в сборнике рассказов Ф. Хазиповой «Алый парус для енотов» (изд. ЧЕТЫРЕ, Санкт-Петербург, 2022). Книга снабжена комментариями известных российских литераторов С. Василенко, Р. Арбитмана, Д. Данилова, Ю. Козлова.
Произведения Ф. Хазиповой обсуждаются на УФЛИ не впервые. Представлялись рассказы, отрывок из книги «Чертополох с окраины Уфы».
Фирдауса Хазипова автор восьми книг, в том числе трех крупных литературных произведений. Публикации проходили в различных российских и зарубежных (Лондон) изданиях. Ф. Хазипова член Союза российских писателей, Союза журналистов РФ и РБ.
При настоящем разборе рассказа поэт, писатель, переводчик Владислав Левитин дал произведению положительную оценку. «Это рассказ о человеческой доброте. Язык изложения легкий, простой, без красивостей, спокойно читается». Отмечен пейзаж города, Левитин его назвал «лирическим, изумительным».
Сайфуллина Римма положительно оценила повествование: «Рассказ чистый, светлый, изложена интересная история». Сайфуллиной видится, что можно заменить некоторые выражения: «одно- и двухэтажный посадский облик» на словосочетание «малоэтажные приземистые дома»; выражение «пятисотрублевая купюра» будет интереснее звучать как «пятисотка».
Лариса Михайлова в понравившемся рассказе отметила необычность сюжета. Она, как читатель, представленных героев Азата и Розу невольно, по трафарету объединила в будущую пару, но хорошо, что не случился банальный любовный треугольник. В рассказе звучит тема сопереживания, взаимопомощи. Интересны метафоры: река сравнивается с питоном, метель танцует вальс.
Гульназ Насыровой рассказ понравился. Ей хотелось бы подробнее прочесть о собравшихся на торжестве людях, об их настроении.
Журналист, поэт, писатель Светлана Гафурова назвала рассказ «профессионально сделанным», описание городского пейзажа вызывает интерес. Характер героя Азата прописан лучше, чем Розы. Писательское мастерство предполагает некую магию, пластику языка (например, в разговорной речи). Напрашивается акцент на описании желания Розы стать блогером, тогда будет оправдано стремление Азата подарить ей сайт. Удачно выписан семейный разговор с женой после возвращения Азата домой.
Писатель Евгений Рахимкулов особенно эмоционально выразил свое положительное отношение к прочитанному. Он увлекся и сюжетом, и описанием города с узнаваемыми его уголками, что «затронуло дорогое, личное» для него. Евгению «захотелось быть субъективным и не отыскивать недостатки».
Илья Гольд начал с того, что рассказ был рецензирован Юрием Козловым, «это уже можно назвать успехом». Язык рассказа понравился, но отмечена «некая протокольность» (приведены примеры). По его мнению «занимательное краеведение органически в текст не вписывается».
Аудитория проявила большой интерес к произведению, всех затронула судьба героев, хороший стиль и язык изложения.
Краеведческую составляющую отметили все выступающие. В маршруте героев встречаем знакомые уфимцам: Монумент дружбы, Троицкий холм, Случевская гора, река Белая и обозначенное в рассказе «общество дружбы народов», куда герои прибыли на встречу нового года. При обсуждении вспомнили реально существовавшее место в Уфе, где проводились интересные городские мероприятия.
Были высказаны некоторые пожелания (например, не смешивать разные понятия: гадание цыганки и действия экстрасенса). Выступавшие старались разобраться в перипетиях сюжета, в жизненных обстоятельствах героев (как герой попал в описываемую среду и др.). А всегда ли читатель должен доискиваться до «самых корней»? Вспомним мнение известного российского филолога Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Художественное произведение должно быть несколько таинственным, необъяснимым (это не журналистика), не стоит докапываться до основ даже в «Слове о полку Игореве».
Но мы получили исчерпывающие пояснения в заключительном слове автора, а возникшие к ней вопросы свидетельствуют, что разбор проводился не формально, интерес к произведению был искренним.
Подводя итог, руководитель УФЛИ поэт, писатель, переводчик Айдар Хусаинов сказал: «Надо начать с Уфацентризма. Уфимские реалии сразу включают душу читателя. В то же время на описание города и упоминаемого общества тратятся впечатления читателя, а о героях думается меньше. Я бы заретушировал эти моменты. Герой Азат фактически идет не на праздник, а на свою «голгофу», где надеется найти контакты для получения заказов на установку сайтов. Конфликт можно обострить до предела, чтобы четко выразить желание Розы иметь сайт, тогда будет более живое преподнесение сюжета». Айдар Гайдарович добавил: «Автор пробудила наши чувства» и порекомендовал ей создать серию рассказов.
Обсуждение повествования Хазиповой переросло в разговор о литературе в целом: Левитин напомнил о конкурсе произведений о доброте, объявленном при участии поэта Иосифа Гальперина, хорошо известного в литературных кругах Уфы. Гафурова говорила о красоте слога Константина Паустовского в описании простых вещей, магию его произведения «Дым отечества». Гольд упомянул о знакомом ему творчестве писателя Ю. Козлова. Хусаинов привел в пример взаимоотношения писателей Игоря Ефимова и Сергея Довлатова, первый из них удачно устроился в Америке, даже открыл свое издательское дело, но не помог пробиться Довлатову (сопереживание, желание помочь у Ефимова не возникли). Айдар Гайдарович привел слова Василия Шукшина: «Улучшить себя до гения!», что прозвучало как назидание, поддержка для всех пишущих.
Завершилось заседание литературного объединения представлением нового члена УФЛИ Марины Декабрёвой.