«Мой путь, моя судьба...» Часть первая
Все новости
УФЛИ
20 Декабря 2018, 12:38

Счастье в кармашке и счастье на УФЛИ

Лариса МИХАЙЛОВА На очередном заседании литературного объединения УФЛИ, возглавляемого уже 17 лет писателем, поэтом Айдаром Гайдаровичем Хусаиновым, состоялось обсуждение книги Марии Ларкиной, составленной из 11 рассказов.

Ларкина уже известна читателям газеты «Истоки» журналистскими публикациями и прозой. В предыдущие годы начинающий автор представляла на УФЛИ свои стихи, рассказы и получала мастер-классы. Легкое перо Ларкиной привлекало, и на очередной разбор 21 ноября охотно собрались уфлийцы. Для некоторых стало неожиданным сюрпризом, что рассказы уже оформлены книгой. Обсуждение слилось с презентацией, мнения с поздравлениями – дебют по изданию книги состоялся.
Любому автору будет поддержкой факт прочтения его произведений, а на УФЛИ еще возможна и обратная связь. Мария Ларкина услышала впечатления от своих читателей и мнение маститых литераторов. Из выступлений было понятно, что рассказы отозвались в душе любителей литературы и явно вызвали положительный отклик.
…Читая книгу, я невольно подразделила материал на группы: сюжетные рассказы, мемуары, стихотворения в прозе.
Рассказы «Дядя Петя», «Приворот», «Реинкарнация любви», «Потеря», содержащие сюжетную линию, динамику событий, неожиданные повороты увлекли читателя и даже вовлекли в почти соавторский процесс: в обсуждении предлагалась другая концовка, другое видение поворота событий – значит зацепило. Переплетения в «Реинкарнации» заставили читателя разбираться в запутанной ситуации. В «Потере» холодность героини к родителям прошла, когда она сама стала мамой.
«Захочу-брошу» – это рассказ, где автор упорно борется за пьющего героя: направляет к нему друга, из тех кто «не собутыльник, а просто друг», создает драматическую ситуацию с гибелью любимого пса (отчего можно и опомниться), окружает сыновней заботой и в ответ проблеск: «Не хочу я больше пить». Но приходит собутыльник-соблазнитель и побеждает.
«Инсайт» – это этюд, в котором молодой человек не позволил наваждению захлестнуть себя, завладеть им, сдержал свой порыв и вернулся к действительности.
…«Островок детства» рассказ, навеянный воспоминаниями, пронизан особо теплым звучанием, любовью к близким. В гостях у бабушки все мило: яблоневый аромат, сладкий запах варенья, ее голубые глаза. В житейских рассказах бабушки люди лишены недостатков, обнимая ее, внучка обнимала свое детство и это читателя трогает. «Солдатики» – это своеобразный отголосок войны. Заболевший дедушка разомлел от внимания родных и, вспоминая День Победы 1945 года, рассказывает, как, радуясь победе, обнимались «солдатики». Уменьшительное «солдатики» звучит тепло, и ощущение победы усиливается: уже стали не нужны боевые солдаты, а «солдатики» – они готовы к мирному труду.
В рассказе подмечена психология ребенка, она такова, что, участвуя в покупке для дедушки гостинца, девочка невольно выбирает свой любимый сок, а дедушка улавливает это и поит внучку соком. Так ненавязчиво показана сила родственной связи.
Дедушки не стало, ребенок плачет, но заботливая тетя ее отвлекает, показывая на траве цепочку красных жучков-солдатиков. Все-таки «солдатики» рядом и успокоение приходит. А дедушку вспомнить легко: «надо просто закрыть глаза» и он предстанет с большим арбузом в руках или за совместным сбором грибов.
«Не выпускай моей руки» – рассказ о юношестве. Он тоже основан на личном общении со сверстниками. Хорошо показано, что за время одного дня, проведенного вместе и наполненного вроде бы обычными делами, друзья взрослели. Они уже не будут лукавить, нарушать житейские правила, потому что фактически через повествование покаялись в своих ошибках. А «след в истории» можно оставить совсем другим путем.
В рассказе приведены как бы беспредметные разговоры друзей – не мировые же проблемы им решать; привычно встревает мама, порицая термин «ходить», но заботливо выдает им сумму на транспорт. На прогулке случились сломанный каблук и последовавшее приключение, общая клятва на берегу Белой, напомнившая клятву XIX века на Воробьевых горах, а вид речных камешков вернул героиню в недавно ушедшее детство…
Но вот прогулка позади, рука в руке (не выпускай моей руки!), а впереди длинный мост, как символ долгой жизненной дороги.
«Солнышко в траве» объемный мемуарный строй с подробностями, хронологическим порядком – история первого материнства. Это изложение многие выступающие сравнили с дневниковыми записями. Своя история сочетается с описанием моментов счастья или неудач подруг. Между сверстницами размолвка – одна из них «подкалывает» другую, но раскаивается и обращается к силе спасительной молитвы за обиженную.
В финале рассказа торжество природы с одуванчиками-солнышками, подросшая малышка и состоявшееся материнство подруги.
Зафиксированные воспоминания стали островками памяти, прошедшее уже не утратить и вместе с фотографиями они сохранят реальность.
…Заголовок «Счастье в кармашке» не случайно вынесен на обложку. Пожалуй, это самые романтические строки в представленной книге. Воспевается чувство юной девушки, чувство настолько раннее, свежее, что еще достаточно, чтобы ОН был только в мыслях и в сердце, достаточно воображать его рядом с собой. ОН с ней, в ее сердечном кармашке и не страшно одной идти в темноте, с рождением новых чувств явилась «неимоверная сила», стало возможным помогать людям «с легкостью»…
ОНА чувствует себя «в вате облаков», любит «даже мокрый асфальт», а рюкзак одевает «как крылья». Еще ОНА чувствует в себе «столько бездонной мудрости» и выдает действительно мудрое: «…если у тебя нет того, кого можно беречь, то нет и счастья».
Прочтение «Счастья в кармашке», мне напомнило тургеневский цикл «Стихотворения в прозе». Иван Сергеевич оставил нам около ста страниц кусков прозы, где просто, но проникновенно говорится о житейском. Он рассматривал их как наброски, но современники в «мимолетных заметках» усмотрели «мысли, образы» и настояли на их опубликовании, как самостоятельных произведений. Иван Сергеевич опасался, что стихотворения покажутся скучными и рекомендовал «не пробегать их сподряд, а читать в раздробь: сегодня одно, завтра другое…»
Тургеневские отрывки преподнесены без пафоса, но возвышенно, проникнуты то радостью, то тревогой.
И в строках Ларкиной встречаются восторженность, проникновенность, способность оромантизировать происходящее.
…Впечатления от повествований усиливают удачные фразы: «аллея светилась» от отпавших листьев, «город шел вместе с ними», девочки «плакали громко и певуче».
Были высказывания, что рассказы или их части можно использовать в произведении большего объема и чутье не подвело: у Ларкиной уже в работе роман.
При обсуждении возникла тема, касающаяся выпуска книг в частном или государственном издательствах и в чем преимущества каждого из них. Вспомнили многих авторов XIX века, ставших в последствии знаменитыми (в том числе, назван Карл Маркс), которые начинали издавать книги за свой счет.
Изящное оформление обложки книги, выполненное художником Камиллой Денисенко (она и героиня мемуаров), несомненно, украсили издание, настроили читателя на романтический лад.
На обсуждении известный уфимский поэт, сотрудник газеты, владеющий поэтикой, анализируя литературный материал Ларкиной и, отметив авторские находки, делает необходимые наставления и, неожиданно к своим высказываниям, добавляет, что он учится у молодого автора. Несомненно, автору выдан бонус, но это возвышает и критика, и повышает статус литературного объединения «УФЛИ».
Читайте нас: