Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
ТУСОВКА
28 Августа , 17:00

Новорожденный поэтический «Мурмураль»

На поэтическом фестивале «Мурмураль» в городе Пензе

Марина Герасимова  «Мурмураль». День третий
«Мурмураль». День третийФото:Марина Герасимова

Наблюдаю культурогенез воочию.

Съездила на новорожденный поэтический фестиваль «Мурмураль» в Пензу. Это было увлекательное и очень душевное мероприятие. А если учесть, что я присутствовала весной при разговоре-зачатии сего будущего явления, когда пензенские поэты (неожиданно большим количеством приехавшие на саратовский «Центр Весны») вопрошали Михаила Богатова — «Как бы и нам обустроить сие зело дивное действо в родных пенатах»?

Эк, меня на витиеватый былинный слог потянуло, это все из-за чувства, что при исторических вещах присутствовала. Культурогенез — это процесс зарождения и становления культуры, формирования ее основных характеристик. Процесс культурогенеза начинается, когда у группы людей возникает потребность в общих формах жизнедеятельности. А что такое поэтический фестиваль — это общая жизнь поэтов, это лето, «вмещенное в три дня»…

И таки воротившись из Саратова «пензяки и пензячки» этой думки не оставили. И превратилась она в план фестиваля, который обрел название и время, и разные контуры мероприятий — и даже с начальных двух дней разросся до трех дней, ибо такое количество стало на него поэтов проситься. И даже решено было издать сборник — отличный сборник получился. И про каждого поэта сделали визиточку в паблике фестивальном ВКонтакте — фото, чем живет, дышит: https://vk.com/murmural .

Конечно, Пенза и Пензенская область были представлены широко. И как упомянул ведущий — есть феномен поэтов из малых поселений.

Саратовский поэт Михаил Богатов обрел статус Музы «Мурмураля» и нагрянул туда с сотоварищами — из Саратова и Саратовской области прибыло 22 человека на фестиваль.

Следующей по численности из приезжих была делегация Самары.

И остальные города потихоньку — по одному-два человека.

Фестиваль рождается тогда, когда назревает необходимость. Когда невидимая литературная грибница так пронизывает местность, что на поверхность появляются не единичные плодовые тела-поэты, а целые поляны. Остается только водить хороводы.

Хотя хороводов не было, но некие танцы под замечательные выступления музыкальных коллективов в паузах между поэтическими блоками наблюдались. И это было очень драйвово.

Многие уже высказались после фестиваля в благодарственных постах, и там точные имена и точные названия, поэтому позволю себе процитировать некоторых авторов.

Первой будет цитируема речь поэта из команды организаторов фестиваля Веры Дорошиной, мы публиковали её стихи в «Истоках» https://istokirb.ru/articles/poezia/2023-05-11/v-mezhvremenie-kolokol-zvonit-3252829

Слова на ветру. Вера Дорошина

Последний фестивальный пост (чес слово) из серии «вспомнить всё», что в принципе нереально (о чём свидетельствуют горы фото и видео от Марины Герасимовой и других людей).

На подступах к этому посту память решила откатить время назад, к уже лохматому 2016 году. Тогда, 8 лет назад, мы в Пензе делали с Давидом Курумой довольно локальный музыкально-поэтический фестиваль в рамках его арт-проекта «Золотая пирамида». В состав местных участников яркой звездой вписалась часто посещающая Пензу с концертами Елена Калякина. И именно благодаря ее приглашению я очутилась в 2017 на саратовском «Центр Весны» — фестивале с долгой историей, стартовавшей еще в 2007 году. Погружение в атмосферу живого общения поэтов, масштаб и значительность происходящего с одновременной бесшабашностью и отсутствием избыточного пафоса покорили раз и навсегда. Затем последовали неоднократные поездки на «Центр Весны» с нашими клубными — Мариной Герасимовой, Антоном Шумилиным, Анной Мартышиной, а с недавних пор — с Владимиром Кузнецовым, Аней Коноваленко, Софией Конищевой, а также Павлом Ежовым. И каждый раз это был праздник открытия новых имен и явлений в современной поэзии, знакомств и встреч с иногородними поэтами, чему способствовали доброжелательность, гостеприимство и высокий организаторский пилотаж саратовской команды — основателя феста и координатора событий Михаила Богатова, соосновательницы феста Татьяны Симаковой, Дмитрия Манаева, Татьяны Богомаз, Андрея Сергеева, Акана Троянского и других. И каждое возвращение с «ЦВ» в Пензу горчило сознанием того, что в родном городе подобного формата мероприятие казалось невозможным в силу разрозненности молодежной поэтической среды и устойчивых консервативных представлений о поэзии среди горожан.

О живом современном поэтическом фестивале в Пензе мы давно мечтали, но не решались. Триггерной точкой стал апрель этого года, когда на «ЦВ» нас буквально приперли к стенке саратовские поэты))), требуя пензенского фестиваля. Тот момент, когда Таня Богомаз открыла в телефоне календарь и указала на 16–18 августа с фразой «Ребята, вот это ваши дни. Ждите, мы приедем!», стал поворотным. Мы поняли — своего фестиваля нам не избежать. И заскрипело колесо обсуждений, споров, голосований (ох, уж эти голосования).

Было радостно найти поддержку в лице Анастасии Судневой, тонкого музыканта и хозяйки Арт-пространства «ЧЁРНЫЙ РОЯЛЬ», позже на запрос пустить нас мурмурировать отозвались известные в городе арт-площадки Stand Up Bar Komedia и ДОМ НОМЕР 60 / BAR60 Music & Cocktails. В течение нескольких подготовительных месяцев мы получали мощную поддержку от саратовцев, словом и делом. Ребята, спасибо вам огромное — за вдохновение, лекцию (Андрей Сергеев и мастер-класс Акан Троянский).

Изначально планировали два дня, но, на удивление, желающих приехать и помурмурить в Пензу, да и свои, пензенские, подтянулись, оказалось значимо больше, так что пришлось срочно менять формат на трехдневный. Честно? Было страшно, но звезды как будто благоволили.

Итожа сантименты и эмоции, хочу сказать еще раз или заново спасибо:

— всем саратовским, кто поддерживал словом и делом;

— всем РиФовцам — несмотря на все разногласия, мы жизнеспособны и находим консенсус, да будет так! Мы делали и, надеюсь, сделаем еще фест исключительно совместными усилиями клуба РиФ;

— всем пензенским, кто помогал, проявлял интерес, приходил на фест в качестве зрителя;

— фотографам сообщества ФотоАвгуст, подготовившим выставку про птиц, особенно Светланe Кравченко;

— Павлу Ежову за то, что был с нами, и музыкантам его проекта «Группа Порт0». Павел Ежов и его суб. проект, особенно Александр Козинцев за помощь со звуком и шашлыком;

— Борису Кутенкову за то, что серьезно воспринял происходящее у нас, за презентацию давно импонирующего мне проекта «Уйти. Остаться. Жить» (теперь у меня есть один из томов антологии) и за подаренные книги;

— Илону Муленкову и издательству Научно-издательский центр «Социосфера» за оперативную, почти круглосуточную работу над мурмуральским сборником;

— Анастасии Липидиной — рада личному знакомству — за помощь с подготовкой к ночному застолью, открытость, взаимопонимание и чувство такта. Настя, хорошего настроения и вдохновения!

— Анастасии Тамирне за небанальное чтение своих стихов, перформансы, чу́дные собранные вручную травы, которые я заварю ненастным осенним днем и окажусь «ТУТ и ТАМ», открыв твой хенд-мейд сборник стихов;

— Михаилу Богатову — Вы просто душа и Муза фестивальных движух;

— Александру Милованову за поддержку отчаянных начинаний, готовность сколачивать скамьи для «Черного рояля», чтобы он выдержал нашествие поэтов, и поздравляю с дебютным выступлением в качестве поэта. Саша, ты поэт!

— Ольге Кручининой, рада, что наше краткое знакомство на «Центре Весны» продлилось твоей выразительной читкой у нас и разговорами.

— Роману Точилину за общение от сердца к сердцу, восхищаюсь способностью помнить и читать столько и так.

— Ане Гундаровой, просто спасибо, что приехали и почитали.

— Галаринe Ефремовой за репортажное освещение на своей страничке в Вк всего происходящего, яркие фото и видео с выступлений. Прогулка в Спутнике была теплой, несмотря на испортившуюся погоду и моросящий дождь;

— Николаю Ветличкину за помощь в фестивальных продажах (для меня это было отдельное страшное место) и молодой безграничный драйв;

— Ольге Соколовой, рада знакомству с Вами и Вашими ландшафтными проектами. Очень заманчиво когда-нибудь поучаствовать в таком;

— Умке, спасибо за песни и что были с нами днём, вечером и ночью;

— Александру Кирееву за всестороннюю поддержку на всех фронтах, за включённость в фест и разработку его логотипа, он бесподобен;

— Всем музыкантам респект большущий (делала отдельный пост), вы мастера нужной атмосферы!

Всех, к сожалению, не упомянуть в одном, даже таком гигантском посте. Всех обнимаю и ещё раз благодарю!

https://vk.com/club83669216?w=wall-83669216_853

А вот смысл названия «Мурмураль» в своем отзыве очень объёмно раскрыл поэт Роман Точилин из Тольятти (его стихи в «Истоках» https://istokirb.ru/articles/poezia/2022-11-08/etot-vzglyad-i-etot-ritm-slepyh-prikosnoveniy-3020291, и он мне ещё в фестивальных разговорах подкинул идею сделать сборник поэтов «Всех кого я…» публиковала).

Роман Точилин:

«В Пензе был. На Всероссийском поэтическом фестивале «Мурмураль».

Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? Котики? Ну да, как обмолвились организаторы, и это тоже. Но вообще мурмурация — это научный термин. Синхронное движение птичьей стаи. Я такое явление наблюдал не раз, когда стая мелких птиц вдруг слитно, одновременно и одномоментно меняет направление, совершает в воздухе некие эволюции, и каждый раз это восхищение и недоумение: как это они там не сталкиваются в воздухе, как они общаются, как договариваются, куда повернуть? Кивните, если тоже видели такое. Вот это и называется мурмурация — что-то по латыни, имитирующее, как говорят, шелест сотен птичьих крыльев. И по задумке авторов креатива «Мурмураль» — это синхронное движение разных поэтических личностей, индивидуальностей, где все — слитно, и каждый — сам. Но хорош с ликбезом. Давайте о фестивале.

Так вот, о фестивале. Описать эти три сумасшедших дня, наверное, не получится, то есть получится, но на это потребуется целая повесть. Так что просто впечатления и эмоции — за три дня. Три дня — спрессованных, плотных, насыщенных.

Это щенячья радость встреч со старыми знакомыми и острая грусть расставания, это осторожные знакомства с новыми для себя лицами и персонажами, яркими, безумно талантливыми, знакомства, переходящие в градацию дикого восторга и восхищения, и это ни с чем не сравнимое чувство, что ты дома, что все вокруг одной крови, что ты среди своих.

Это как будто прожил в три дня целую законспектированную жизнь. Это потрясающее чувство.

Дневные мероприятия.

Лекции, презентации, мастер-классы, интереснейшие, разные по направлению, но неизменно информативные, и всё по профилю, ребята, все по профилю.

Пять часов каждодневных вечерних читок стихов.

Представляете? Три дня по пять часов! Больше восьмидесяти официальных участников! И каждому поэту — всего семь минут, иначе никак бы не поместились в три дня, и это при том, что на фестиваль отбор, всех-любого-каждого туда не возьмут, то есть возьмут, конечно, любого-каждого в качестве зрителя, ну, а в участники — отбор.

И, конечно, неформальное общение завершающих очередной день афтерпати, где ночная Сура, и тепло огня, и стихи по кругу — до рассвета…

Музыка поэзии. Музыка со-творения. И просто музыка: атмосферные мелодекламации Лизы Виолоновой, интереснейшие пензенские группы и исполнители (Павел Ежов — привет из Тольятти!), брутальнейший Юрий Бабединов из Саратова, умопомрачительная Умка — да, та самая!

Называть всех, кого там встретил, всех, с кем познакомился и уже, наверное, даже и подружился — дело бессмысленное, в один пост это всё не уместить, если даже ссылок не давать. А будет кому нужда и интерес — наберите здесь, ВКонтакте, «Мурмураль» — и увидите всё, что захотите увидеть. Там есть обзоры и отчёты участников, посты восторгов и благодарностей, там есть всё, чтобы почувствовать — как это было, и хоть немного прикоснуться к этому живому. В общем, передать словами это, наверное, невозможно — слова отказываются вмещать в себя все эмоции и смыслы, поэтому вот такое.

Благодарности и упоминания:

Вера Дорошина, Анна Мартышина, Антон Шумилин, Марина Герасимова, Владимир Кузнецов — благодаря вам «Мурмураль» случился в нашей жизни, и дальше нам жить с этим.

Чудесные арт-пространства: бар «Комедия», «Чёрный рояль», «Московская 60», отдельно — Павлушкин пляж и неизвестная мне сауна где-то чуть ли не в промзоне, где было тепло, душевно и весело.

Музыканты групп «Приход веснЫ» и «Порт0», Владимир Навроцкий, Юра Бабединов и Умка, конечно же, Умка!

Анастасия Тамирна, Ольга Кручинина, Михаил Богатов, Акан Троянский, Сергей Андреев, Сергей Дочкин (!), Илья Матвеев (!), Надежда Князева, Лена Полякова, Алёна Мысова, Галарина Ефремова, Сергей Сумин (мой попутчик на пути в Пензу и один из двух представителей Тольятти на этом фесте), потрясающая саратовская команда, в том числе — Таня Богомаз, Таня Симакова (Артём и Настя — привет!), триба самарских поэтов (Ветличкин — ййу-хуу!), незнакомые и малознакомые мне, а теперь уже хорошо знакомые поэты из разных городов России — все, с кем читал, слушал, делился, спорил, обнимался, здравствовался, и всех, конечно, не вспомню, но мы были там, мы были в жизни фестиваля и в жизни друг друга, и это — навсегда.

На обратном пути в Тольятти, бездумно глядя в окно в автобусе, безотчётно улыбаясь, вспоминая подробности этих трёх безумных дней (и спокойное «Всё хорошо» Анны Мартышиной в ответ на любую проблему, и эпическое «утро поэта», и «пельмени с тольяттиной» (ну спасибо, Кузьма!), и «синдром постфестивального нерасставания» в последний день, точнее, ночь, и много-много-много ещё), вдруг увидел — а из Пензы только что выехали — в каком-то пролетающем мимо посёлке вот то самое: стайка стрижей, сорвавшаяся из-под крыши серой панельки, синхронно развернулась, изогнулась и скрылась за соседней крышей. Как будто сама Пенза взмахнула на прощание тёплой ласковой рукой.

«Мурмураль,

Мы обязательно увидимся снова!»

https://vk.com/id746325461?from=search&w=wall746325461_3%2Fall

Теперь, надеюсь, вы прочувствовали атмосферу фестиваля и узнали, что такое птичья «мурмурация», поэтому напоследок приведу своё стихотворение:

Поэты собираются в стаю на исходе лета;

Я по уютной Пензе гуляю

И нахожу грядущей осени приметы:

Полностью пожелтевшие дерево

У вечного Ильича.

Ветреная погода кружит

В пронзительном вальсе

Первые листья, опавшие на мостовую,

Под огромным солнечным небом

Я прохожу Московскую,

Тихую и неспешную,

Влюбляясь в придомовые скверы,

В арки и уличные кафешки.

Я ощущаю, как проявляются

Свойства Музы в этом городе

И этом месте.

Вечером же поэты

Мне подтвердят это местные.

Мы соберёмся стаей,

Всей мурмурацией полетаем.

Поэтический фестиваль

Мурмураль, Пенза.

Авторы:Галарина ЕФРЕМОВАФото: Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: