На этот раз славный человек и мудрый поэт Роман Точилин из города Тольятти. В этом году чудной весной нам посчастливилось лично пересечься на пятом «Первом.Свободном» поэтическом фестивале поэзии в Самаре. И это воистину эрудированный и приятный в общении человек, а с поэтами такое случается, ой, не всегда. Обычно наоборот. Хотя сначала я познакомилась с его стихами, он присылал их в наш конкурс «10 стихотворений месяца» и даже несколько раз занял первое место.
Впрочем, поэты, попадающие в Десятку, всегда оказываются в сердце кого-либо. А сердце читателя самое почетное место, которое поэт может занять. И вот, узрев точилинский «Ноябрьский ноктюрн» на его стене в ВКонтакте, я вспомнила, что Роман обещал мне подборку своих стихов и вот вы уже видите ее на своих электронных экранах. И медленно проникаетесь этой приволжской просторностью мышления автора или быстро с разбегу ныряете в эти поэтические воды бытия поэта Романа Точилина.
Галарина Ефремова
_____
Автор о себе:
Роман Точилин. Родился в СССР, в далёком 1959 году, в городе Павлово тогда ещё Горьковской области. Профессиональный электрик. С 1982-го года живу в Тольятти. В стихах с 14-ти лет, первый текст был реакцией на какую-то подростковую обиду. С некоторыми перерывами пишется до сих пор.
Основная литературная деятельность — в сети Интернет.
Был одним из редакторов крупного литресурса «Графоманам.нет».
Один из основателей Сообщества вольных литераторов «Литмарафон_Шедевры_Самоизоляции» на базе соцсети ВКонтакте.
Лауреат и дипломант различных сетевых конкурсов.
Из последних — конкурс газеты «Истоки» «10 стихотворений месяца». Участвую с удовольствием, этот конкурс даёт возможность оценить своё творчество глазами профессиональных литераторов и критиков.
Печатался в периодике, в многочисленных межавторских сборниках.
На донышке
А ты смотри не озверей,
Когда воскресший вечер
Объявит время фонарей
И выть по-человечьи.
На самом донышке зимы,
Отринув пуповину,
Лежим совсем иные мы,
И ровно половину
Того, что мы могли узнать,
От нас скрывает вечер.
Тебе ещё не время спать,
А выть по-человечьи
Тебя учили так давно,
Что я не вспомню слова;
Не мне дано – тебе дано.
Всему первооснова
Вот этот взгляд и этот ритм
Слепых прикосновений,
До боли истовых молитв
И странных откровений,
Как будто кто-то за углом
Ближайшего строенья
Выводит трепетный псалом
Не в плач, но в восхваленье,
Два наших сердца взяв взаймы,
А под провисшей крышей
Зимы лежим немые мы...
И, кажется, не дышим.
Из Занзибара
Налепи мне марку на лоб
и отправь далеко-далеко,
так, чтоб я вернулся не скоро
или не вернулся вообще.
Все наши споры, разговоры, примирения и ссоры
сложи в особый конвертик и надпиши какое хочешь число,
но не заклеивай – вдруг пригодится,
как пригодилась тебе сегодня сказанная мной когда-то фраза:
"Да, знал я женщин и до тебя...".
Ты выжала из неё всё, что могла
(я никогда бы не подумал, что это так много!).
И теперь я стою посреди суматохи в виде чемодана,
на который ты продолжаешь клеить ярлычки,
и наклеила уже столько,
что чемодана не видно совсем!
Послушай, это жестоко.
Ведь я ничего такого не имел в виду –
простая констатация факта.
Но в твоих устах слово "фак-т"
приобретает довольно опасное звучание,
и я почти рад, что в школе учил французский,
а то я бы понял тебя правильно,
а мне этого совсем не хочется.
Ведь даже заклеенный с ног до головы,
я продолжаю о тебе заботиться:
Ты ещё не устала?
Попей водички, передохни...
Чу!
Слышишь? Хлопнула дверь.
Это носильщики. Это за мной.
Мне пора.
Прощай!
Я напишу тебе откуда-нибудь
из Занзибара.
Инсайт
(Из цикла "Монологи для Б.")
Идеальные условия моего существования:
тихо-тихо и ровно-ровно.
Это так, но никогда не знаешь заранее,
к чему приведёт очередная попытка
отбеливания тёмных пятен.
А если ты входишь в изменённое состояние сознания –
ты адекватен только условно.
Тебе-то, конечно, там хорошо,
а всем окружающим кажется, что ты спятил.
Из множества женщин, которых я знал,
ты лучше остальных овладела приёмами
изменения моего многострадального сознания,
и теперь я уже и не знаю, где настоящая стенка,
а где – правдоподобно нарисованные кирпичи.
И это правда – именно тебе я обязан
своими последними взлётами, а также обломами.
И самое интересное, что тебя этому никто никогда не учил.
Наверное, это нелепо –
жить большую часть жизни в состоянии транса,
только во сне – иногда – становясь самим собой.
А ты – начеку.
Ты всегда просыпаешься первой и не оставляешь мне ни малейшего шанса.
И вот на придуманные тобой "деревья"
сыплется придуманный тобой "снег",
и ты называешь это – "зима",
и я просто обязан тебе поверить и достать из кладовки тёплые вещи.
И даже если на улице +39 –
ты заставляешь меня мёрзнуть, поскольку мёрзнешь сама,
и я спешу отогреть твои пальцы и укрыть твои плечи.
Я даже не пытаюсь понять, в чём причина такой перемены погоды –
бури на Солнце или фазы Луны.
Я просто должен всё время быть рядом с тобой, хотя, казалось бы...
Но ес
ли бы тысяча человек наблюдала всё это странное действо со стороны –
половина бы скончалась на месте
от острого приступа смеха.
А другая половина – от зависти.
Навес
Четыре вкопанных столба.
Навес, укрытый травами.
Не будет дом мой для тебя
Убежищем и гаванью.
Он не ухожен, не обжит.
В нём скучно даже ворону.
Он четырём ветрам открыт –
По одному на сторону.
В нём неуместна суета
Забот о всякой мелочи.
В нём ни собачки, ни кота,
Ни завалящей белочки.
Он совершенно ни о чём,
Обитель одиночества.
Зато свобода бьёт ключом –
Иди, куда захочется.
А что душа? То ль продана,
То ль попросту утрачена.
В ней бездна так как есть – без дна,
Глухая и незрячая.
Не хочешь сгинуть в ней – не лезь.
Там мало интересного.
А дом... Какой там дом – навес!
Навес над этой бездною.
Лобачевский
Твоя-моя-непониманьем
Прониклись местные луга.
Но между взглядом и признаньем
Сама дорóга дорогá.
Не коротка, не одинока,
Петляя клевер и зюйд-вест,
Ночная тёплая дорога,
Где справа поле, слева – лес.
По ней дойдёшь куда угодно,
Держа соитие в мозгу.
Две колеи пока не сходны,
Но Лобачевский начеку.
Он словно старый мудрый заяц,
Лукаво глянет с высоты.
И подмигнёт и, улыбаясь,
Начертит линии судьбы.
Они, беспомощны и кривы,
Покорны опытной руке,
И по закону перспективы
Сойдутся где-то вдалеке.
И он тогда поставит точку
И скажет: "Вот!"
И будет прав.
И мы расстелим два платочка
Среди равновеликих трав.
Ноябрь. У ночного окна
Вдохни. Затаись. И снова
Взгляни в этот злой провал.
Там нет ничего такого,
Чего ты ещё не знал.
Там есть темнота – химера
И мера любых вещей.
Там нет ничего сверх меры.
Там нет ничего вообще.
Но есть промежуток некий,
Где видишь как наяву:
Там ночь поднимает веки
Косматому ноябрю,
Там, взглядом его голодным
Просвечены до кости,
Бледнеют и гаснут окна,
Деревья, дома, мосты,
И в пасти ночи ноябрьской
Теряются без следа...
Скажи, ты всегда боялся,
Что это вот – навсегда?
Что завтра уже настало –
И нет ни просвета в нём?
Ничто тебя не хлестало
Вписаться в слепой проём?
Чернильною кровью ночи
Залить пустоту холста?
Отсюда стекают строчки
По белой груди листа?
Ведь это почти искусство –
Смотреть по ночам в окно!..
Там просто темно и пусто.
Там просто.
И там темно.
Снегопадное
Гале
Его молчанье не из громких,
но и не пробуй так упасть.
Давай-ка постоим в сторонке,
пока он будет сыпать масть.
На чёрной выдержанной глине
всё шире белое плетво,
и ничему не быть отныне
таким, как было до него.
Он распустил свои колодцы
куда ловчее, чем во сне.
И нам уже до слёз неймётся
пройтись по этой тишине,
где не завешены портьеры
и не замешаны слова.
Ну ладно, он не знает меры –
но нам и надо-то едва:
его урчащее участье,
его сочувственная грусть.
Ты вспомнишь: разве это счастье?
А я с тобой не соглашусь!
Такое выпадает редко,
и всё, как правило, не нам.
Ещё набегаемся детка
по этим горкам и каткам,
ещё сломаем наши лыжи,
сотрутся в кровь коньки точась...
И может даже, станем ближе,
но вряд ли ближе чем сейчас.
И пусть об этом дне творенья
на светлом камушке любви
напишут "у-мир-от-ва-рень-я"...
Вари, любимая, вари!
До конечной
Разум, бедный мой воитель,
Ты уснул бы до утра.
Николай Заболоцкий
Метели устанут. Всё кончится разом.
Каркаса мороза лишится вода.
Растает. И бедный мой воющий разум
Уже не вернётся сюда. Никогда.
Всё кончится быстро. По сути, мгновенно.
Казалось бы – вот, а уже всё не так.
Очнёшься в другой половине Вселенной,
Где только тепло, но такой же бардак.
Memento-то то more – а мы и не спорим.
Лететь самолётом, бежать или плыть –
Нам всем до конечной. Куда-то в Загорье,
Куда-то в Заморье, в Зажизнье, в За-Быть.
Забыть и не помнить, как всё начиналось,
Как строили лодки (Андрюша, налей!),
И сколько говна, и картона, и палок
Ушло на постройку больших кораблей.
Очнёшься в тепле, посреди океана,
В объятиях околоплодной воды.
Очнёшься, зайдёшься: роди меня, мама,
Обратно! – под светом не этой звезды.
Роди меня хоть под каким-нибудь с
ветом!
Чтоб видеть как есть, даже если темно.
Да пусть даже ночь – но за час до рассвета.
Пусть тот же сеанс, но другое кино!
Пусть даже как здесь – но хоть чуточку лучше,
Хоть капельку малую, как-нибудь вдруг!..
– Ага! – говорит кто-то жуткий и жгучий.
– А как же! – разносится эхом вокруг.
– Погладим шнурки – и сейчас же обратно!
Да нет уж, дружок! От звонка до звонка.
...
Проснёшься.
На солнышке бури и пятна.
В окошке метель.
Не устала пока.
Весеннее настроение
Зелёным мокрым пятачком весна ощупывает город.
Ей что-то явно здесь не так – быть может, минус пять в тени.
Давай прикинься дурачком, попробуй взять её за ворот.
Ну а не выйдет – сам дурак! Хотя бы ворот подними.
Весна расселась у ворот, копытцем трогая водицу.
Почешет спину о косяк – ворота крякнут, накренясь.
Ворона крикнет: "Идиот! Ну с кем ты выдумал водиться?"
Она, конечно, порося – ну так и я никак не князь.
Не бог, не царь и не герой ни в самом малом измеренье,
Расхожий уличный простак, одно себе большое "но",
Насвистываю по прямой, не то чтоб пьян до изумленья.
Она похрюкивает в такт, и это мило и смешно.
Потом, ворочаясь в ночи с небрежной грацией бизона,
Жрёт, набивая свой живот, хрустя остатком февраля.
Её бесстыжие ручьи, её щетина на газонах...
Ещё чуть-чуть, ещё вот-вот – и нам не удержать руля.
А там попробуй поискать, куда потом её потянет!
Ждать, в предвкушении дрожа, как ждут похмельного глотка...
Хотя не след её впускать – она сожрёт тебя с костями –
Но как, зараза, хорошá!
Пускай сожрёт. Не привыкать.