Все новости
ТУСОВКА
26 Октября 2020, 16:16

Авангард, релакс и стремные персонажи

О фестивале «КоРифеи» и совещании «Драматургия слова» …Было время, когда литературные фестивали давались с трудом, через преодоление страхов. Я так боялась людей, общения с ними, что, казалось, готова запереться внутри себя настолько, насколько позволяет способность к невидимости (тонкое искусство сливаться с воздухом). На адаптацию к среде понадобилась уйма времени. Года три. И что же? Нет, некая утрированная социофобия до конца не прошла. Но стала легче относиться к обстоятельствам и собственным реакциям на окружающих. Успокоилась. Стала заводить друзей, сейчас они являются важной причиной оставить все и рвануть на очередной фестиваль.

Фестиваль моя терапия… возможность соориентироваться, понять, куда двигаться дальше в творчестве. Это всегда информация. Живой диалог. Новый взгляд на произведения авторов, мнение, которое от читателя не услышишь, но можно услышать от других писателей.
Итак, в октябре 2020 года стала участницей замечательного международного фестиваля «КоРифеи» (совещание «Драматургия слова»), что проходил с 16 по 18 числа в Уфе и Салихово (Чишминский район Республики Башкортостан).
Но это почти сон… Ты проснешься в 35 и прыжков, наверное, станет меньше. А пока неопытная, неуклюжая, не профессионал – бредешь к порталам столько, сколько можешь. Пока они открыты…
Писать о «КоРифеях» сейчас, когда флер вчерашнего (на момент написания) еще не улегся, даже странно. Я уже шагнула в реальность, а эмоции и воспоминания еще вертятся в воздухе. Я созерцаю их… Что там интересного?
Год назад, на другом фестивале, договорились с подругами встретиться снова: или приехать в один город погулять, или уже на другой семинар вместе податься. И вот, на «КоРифеях» увиделась с замечательными Наталией Забегаловой (Нижний Новгород) и Марией Захаровой (Королев). Наташа Стихографирует , Маша тоже пишет стихи, а еще прозу, занимается художественными переводами. Мы и прозаик, руководитель башкирского Совета молодых литераторов Розалия Вахитова жили в одной комнате в социально-образовательном центре педуниверситета в Салихово.
…В первый день абсолютно у каждого из участников была возможность коротко познакомиться друг с другом: передавали статуэтку Салавата Юлаева из рук в руки, говорили несколько фраз о себе, обращаясь к залу, а поэты могли прочесть стихотворение в качестве визитки… Получив Салавата из рук Юры Фофина, я тоже не удержалась:
Одиночество – это минус сорок, туман
морозным утром
на краю света.
Руководителями первого семинара прозы, участницей которого я являлась, были Игорь Фролов (Уфа) и Юрий Фофин (Челябинск).
Прочитать до конца всех в этот раз не вышло (впрочем, желание прочесть их теперь, уже постфактум, никуда не подевалось), но могу отметить, что интересные работы были, а на некоторых, уже немножко знакомых по прошлому уфимскому семинару, авторов обратила особое внимание – скажем, на Алину Осокину из Ульяновска, чьи рассказы представились довольно кинематографичными.
Камиль Гремио и «Расчеловечивание» заслуживают отдельного внимания. Роман, в котором герой попадает в Донбасс, если совсем кратко. Произведение с реальной документальной основой. Немногие участники семинара осилили авторский язык, тем не менее, когда Камиль рассказал, что один только отрывок в тексте, где приводится интервью, он расшифровывал с диктофона несколько часов, согласовывая буквально каждое слово, я просто ахнула (ведь это только одна глава! А вдруг – и больше?!). И да, я не указала в начале, посему выношу отдельным предложением: Камиль Гремио, Уфа.
Виктория Татур (Москва) и ее детские рассказы мгновенно очаровывают (кто знает Вику, тот поймет). Столько тепла. Читала рассказики как вполне состоявшуюся книжку, без запинок, просто наслаждаясь произведениями.
Весьма любопытными показались работы юного Данила Патютко. Автор уже чуточку знаком мне по рассказу «Жаждущий беседы», напечатанному в уфимском альманахе «Поэты поколения Z». Вопросы приготовила заранее, но, к сожалению, автор не пожелал обсуждаться. Впрочем, это одно из первых совещаний Данила (сама долго адаптировалась к обсуждениям), я могу ему пожелать только развиваться и дописывать начатое. Тем более, что столь триповые тексты, когда над ними работаешь, иногда порождают новую уникальную форму, а это способно вызвать читательский интерес (я абсолютно серьезна. Ноль сарказма, ноль иронии).
Вообще нынешние «КоРифеи» запомнились как фестиваль взаимодействия. Совместной работы было достаточно, чтобы опять же познакомиться или сблизиться с половиной участников фестиваля.
Мы сочиняли идеи для проектов (впрочем, мозговой штурм мне в этот раз не удался: голова погрузилась в полусон. Поэтому я скромно записывала идеи на ватмане, шутила невпопад и лишь иногда предлагала что-нибудь абсурдное, скажем, банки для пожертвований на дело литпроцесса; вполне, кстати говоря, материальные банки, а не просто краудфандинг в этих ваших интернетах). Менялись местами и участвовали в штурме над другими вопросами-задачами. Таким образом, переходя от стола к столу, узнавали и придумывали что-то новое.
Очень вдохновило мероприятие, анонсированное Ксенией Савиной (Санкт-Петербург) – таинственная «Юрта откровений». Под символом зеленой юрты, которая стояла посреди актового зала, участников распределили по разным столам и… попросили каждого поделиться с другими: как прошло для них обсуждение, что понравилось, что нет, в целом их мысли о семинаре…
Мы продолжали узнавать друг друга и учились открываться незнакомым людям (по крайней мере, я так это восприняла, возможно, поэтому, с моей несколько гипертрофированной тягой к искренности, мне было комфортно в таком необычном формате).
Она победитель…
«и неважно на самом деле ли, в голове
выбираю тебя, совпадая на сто и не совпадая,
смотрю на окно, на дверь, за которыми ты
выбираешь меня в ответ.» –
со всей открытостью, она цитирует мне свои стихи и, кажется, само пространство маленькой комнаты становится больше. Ответ на вопрос, который я не задавала, как выясняется по прочтении.
Пятничный вечер, 16 октября. Мы бредем вдвоем по территории СОЦ…
Иногда не нужны диалоги. И не нужно молчать тоже. Достаточно в полумраке петь песни Земфиры (или любые другие, которые знают двое). Спасибо. За атмосферу, песни, твои внезапные (в тему) цитаты, за эти выходы на сцену, когда столько любви – в зал…
И, конечно, как было не посетить лекцию «Творческая безопасность» Нины Александровны Ягодинцевой (Челябинск). Было интересно, тем более что лекция прошла практически в формате беседы: многие слушатели задавали волнующие вопросы. Говорили о таланте, как поручении. О том, что «миром правят эмоции, а не информация». О заземлении (особенно, когда ощущаешь, что вот-вот потеряешь контроль над собой). О поэзии как разговоре с богом…
…После лекции нас знакомили с литературными «толстяками» и сайтами. Объясняли, как предлагать свои рукописи. Несмотря на распространенное мнение «Да кому мы нужны?», оказалось, что во многих изданиях есть вполне реальные люди, которые отвечают на письма. Ответ – лишь вопрос времени.
Увидеть Салавата и…
По приезде в Уфу я отправилась гулять с участницами фестиваля. Компанию составили Маша Захарова, Наташа Забегалова и Мария Тухватуллина (Рязань). Было слегка грустно: я же понимала, что после прогулки надо прощаться…
У нас два часа. Девушки сошлись на том, что не увидеть самый известный памятник Уфы никак нельзя. И мы отправились к Салавату Юлаеву.
Сделали селфи. Это было мое первое фото с памятником. «Ничего удивительного, я же здесь живу…» – пояснила я семинаристкам. Маша Захарова развеселилась: «Увидеть Салавата и умереть!» Мы с Машей Тухватуллиной запротестовали: мол, второе, в общем-то, совсем не обязательно.
Поход в сувенирную юрту, прогулка по смотровым площадкам, быстрый перекус, такси, которое никак не хочет брать заказ… Обнимаю всех.
…И торопливо шагаю по улице Аксакова, чтобы успеть на воскресник.
Вдогонку мне несется бой часов: шесть! Начинается концерт …
Воскресник «Заводная литература». Шестичасовой концерт в клубе Bolshoi, где я познакомилась со скромной девушкой, преподавателем, ответственной за грант – Зоей Кондратец. Как говорит Розалия: «Все мы гости Зои». С этим не поспоришь. Спасибо, Зоя. Фестиваль – это всегда немножко мечта.
Долго раскачивалась. Мысленно еще провожала подруг. Мельком поплакала под песни Ульяны Зарудий. Подняла бокал за дружбу. Думала, побуду со всеми еще немного – и домой.
Я осталась до конца. Концерт шел по нарастающей, и в итоге захватил так, что я переместилась на танцевальную площадку.
Самое необычное чувство на фестивале: танцевать в клубе, когда рядом много ЗНАКОМЫХ людей! Единение.
Группы и отдельные выступающие – просто море разных стилей. «Санки», Ксения Полтева, «Узорица», Екатерина Ямщикова и другие… Тэм Булатов читал стихи… Скучать было некогда.
После «КоРифеев» чувствую себя хорошо. Как будто что-то успокоилось вдруг во мне.
И да… Я никогда не угадываю, что будет на семинаре. Никогда. Я ждала хорошенькой вербальной взбучки, а оказалось мои «ЧеДоШи» нужны. Их немногие понимают, но есть люди, которые хотят, чтобы я дописала цикл, сделала повесть. Участникам обсуждения: спасибо, что абстрагировались от эмоций или отрицания и постарались понять, проанализировать произведение как есть.
Как сказал Игорь Александрович Фролов: «Нет у твоих новелл конца». Пожелание – «Стань богом для своих персонажей» – было тоже его.
Далее не буду называть имен (нет, нет, я не издеваюсь и именно тому в подтверждение – не называю, да), но так хочется привести полюбившиеся цитаты! Итак…
_________
«Попытка авангарда вытесняет героев. Попытка удачная. Разочарован финалом».
«Мир чедош я видела, он неприятный».
«Мы уже виделись на семинаре… Я не помню твоих рассказов».
«– Юля вызывает раздражение. И девочки все глупые. Ты глумишься?
– Нет, ты что! Упаси господи, я их люблю. Автор очень любит своих персонажей! Если бы не любила, зачем бы я это все писала?!»
«Жизнь без события. Опасно использовать предложение, что у героинь должно просветление произойти. Я бы акцентировал внимание на пустоте жизни».
«Стремные пустые персонажи, которые пьют пиво».
«У тебя очень релаксирующие рассказы. Увидел маленькую радость бытовой жизни».
«Классная идея с чедошами. Сами герои: господи, что это было?!»
_________
Светлане Чураевой, Розалии Вахитовой и другим, причастным к организации фестиваля, – за такой масштабный труд и смелость.
Участникам – за общение, внимание и терпение.
Каждому, с кем успела поиграть в настольный теннис (сто лет не держала в руках ракетку, даже забыла, как подавать! И да, иногда это важно – чтобы с тобой просто сыграли).
И всем, кто продолжил общение после события. Удивительно, но такого сближения, кажется, еще не было… Жду новых встреч. И не только в рамках литпроцесса.
Елена ЛУНОВСКАЯ
Читайте нас: