«Мой путь, моя судьба...» Часть третья
Все новости
ТУСОВКА
4 Июля 2019, 13:29

Не случившийся лиловый дождь

Алексей ЧУГУНОВ Субкультура (Subculture) – слово это пришло к нам 1950 году, благодаря американскому юристу и социологу Девиду Рисмену, давшему… В общем, он чётко объяснил: с чем её едят. Она из разряда специфических пирожков с глазами, которые едят, а они на тебя глядят. Как отклонение от нормы. Нежелание находиться в «стаде овец, баранов»!

Субкультура – она же подкультура, официально принята социологическими, антропологическими и культурологическими науками. И как не крути и не увёртывайся – она часть культуры. И там следует волна за волной: гОтов, эмо, растаманов, металлистов, хиппи и прочих элементов с умозрением на мир через «замочную скважину».
Если присмотреться к современной истории развития человеческого общества, то можно заметить, что обычно субкультура бьёт пёстрым фонтаном именно в сытые периоды государства. Когда жирок в теле и голова не при деле. И времени прорва. При благополучном стечении обстоятельств, или иными словами «когда всё хорошо» индивидуальность личности более открыта, раскрепощена. Вдобавок и мода устанавливает свой диктат.
В непутёвые годы, когда в душе деструкция и развал, то жизнь переходит в конкретные формы практицизма. Идёт одна существенная борьба за выживание. Не до раскрашивания волос в сиреневый цвет. Гитару в чулан – пусть глотает пыль. И куртку-косуху на вешалку, если только она не в качестве повседневной одежды. И редко кто пожелает раскатывать на скейтборде в жаркий летний вечерок. Надобно тугрики, грошики добывать на корочку бородинского хлеба. Конечно, кто-то возразит, заявляя, что в «серые» годы наоборот нарастает волна различных групп: что-то вроде панков, скинхедов. Иной и вовсе вспомнит «серебряный век», что родился в пучине революции. И проговорит: «Вот же!» Пальцем также укажет на горбачёвский этап распада, на девяностые лохматые годы. Но ёлки-моталки, что это за группы-группировки? В те острые фазы развивается не субкультура в ясном ее понимании, а контркультура. В человеке, по большому счёту, прорывается волк с клацающими зубами. Ему не до сантиментов и соплей. В годы 90-е вовсю романтизировалась контркультура блатных, воров в законе. Чёрный бумер, золотые кандалы на шее, малиновые пиджаки. Шансон на каждом телевизионном канале и на радио. Какие там могут быть хиппи-хипстеры? Затопчут бакланы в спортивных костюмчиках. И потом, металлисты времён первого и последнего президента СССР резко отличаются от металлистов нулевых годов двадцать первого века. Буйства маловато у нынешних. Они более человечны, что ли! А «серебряный век»? Ну, ребята, это и есть культура, что сидела тогда во главе стола. Таких талантищ она народила. Сменялись насильственным путём эпохи, и человек претерпевал ураган эмоций в своём сердце. А на чашу весов, он в терзании всяческих сомнений, то и дело выкладывал свой вечный вопрос: верить или не верить. Отсюда цельным куском, пластом, планетой существовал, жил «серебряный век».
Хотя, что меня понесло умничать на тему субкультуры-контркультуры. И размазал тут воды, наверное, мутной.
Причина, собственно, проста как куриное яйцо. Я в воскресенье, вот взял и явился на тусовку, где как раз собрался…
Опять тянет поставить свои обожаемые три точки, заворачивая на другой угол мысли. А что можно же! Никто не запрещает. Почему-то хочется, жутко хочется вставить сленговое словечко такое – сходняк. Как мне кажется, следует дальше писать только на сленге: он таки просится сюда. Как-никак, тусовка та преимущественно молодёжная с опьяняющим чувством свободы. Не в смысле, самой свободы, а свободы творчества. Мероприятие имело место быть… ну, вернее, проходило на Площади имени Салавата Юлаева. Обозвали: молодёжный фестиваль субкультур «Мир – это я». Ёмко и просто как бутерброд с докторской колбасой. Притом, в нашей Уфе почему-то сохранилась одна тенденция… привычка у природы. Как только что-то такое сверхгениальное и помпезное у нас происходит, то обязательно случаются дожди. В данном случае, чуть не забарабанил ливень. И по недружественному хмурому небу было видно – он очень хотел присутствовать на нашем празднике, имеется ввиду дождь. Но какие-то силы (может готы что-то наколдовали) удержали его.
И всё же гуляк с праздным видом, не то что было мало возле Конгресс-холла, а скорее недостаточно много, для того, чтобы любой наблюдатель со стороны, или пришедший гость мог, открыв рот, проговорить: «Ба! Сколько народа!» Но, увы, людей с разинутыми ртами не замечались мною. Нет их, хоть тресни! Первое на что наткнулись мои глаза, когда оказался на территории фестиваля – это сцена. Ничего так – солидненькая сцена, что-то с неё реально можно услышать, и даже пуститься в пляс – «яблочко» сбацать или лезгинку. Я же двинулся дальше, стараясь, лезь туда, где погуще собралось электорату. Попав в первую кучу-кучку – оказались столики с напитками и хот-догами. Эх, разочарования моего не было предела, но в сию секунду и оно прошло. Кушать и пить хотят все: люди, праздношатающиеся люди, кошки, собачки и жёлтые попугайчики. Часто мимо меня проплывали престранные личности: Ной с посохом, что выше его самого в два раза, некие белобрысые подростки с огромными мечами (из компьютерных игр выпрыгнули видать), роскошная барышня с курительной трубкой – мисс Перегрин, и ещё всякие эмо-эмики. Косплееры пользовались значительным успехом у людей с фоторужьями. Но больше всех работали на объектив, прямо-таки не знали роздыха, это группа спецназа, одетая в чёрную униформу и бронежилеты, и каски, а лица их спрятаны под вязаными масками. Тоже – подростковая поросль. Позировали они довольно дерзко, развязно, как их душа молодецкая ляжет. Что же, ироничное веяние времени!
Занятное местечко для умельцев танцевать под техно-рейв, фристайл, брейк-данс, где я малость задержался. Была площадка из мира «Алисы страны чудес и зазеркалья», но слишком громко заявлено – площадка! Всего лишь жалкий столик с чашками, с блюдцами, книжками. Пытались «воспроизвести» чаепитие с Шляпником, Кроликом, но что-то пошло не так. С любопытством наблюдал за рождающими творениями художников стрит-арта, и диджитал. Особенно приглянулось, как «уделывали» 99-ю модель «Лада». Так или иначе, они порадовали своим умением серость превращать в яркое «цветомышление».
Но круче всех жёг на празднике жизни баянист, сидевший возле фонтана. Задорно он играл музыкальные композиции из тридцатых-сороковых годов. Ему невдомёк, что формат тут скорее молодёжный и шатаются в основном детишки подросткового возраста. И ведь, чёрт – слушают же!
Пожалуй, одним из ярких явлений на фестивале являлось баловство с красками, которое тоже проходит уже не первый год. Обсыпал себя и рядом стоящего товарища «по счастью» цветной этой пудрой, и кажется, что вот он – рай.
После многого увиденного и услышанного, я стал продвигаться к выходу, потихоньку пятясь назад, то и дело, щёлкая кнопочкой фотоаппарата. Хотя где выход?.. Конечно, мероприятие продолжалось, но время для меня непозволительная роскошь. Что смог – я уже откушал от фестиваля. Ещё заел свою «недоуменность» мороженным, сосиской в тесте, запивая ягодным морсом.
Что сказать, в действительности? Что поведать искушённому читателю? Я на самом деле недоумевал от происходящего на Площади Салавата Юлаева. Всё чересчур скудно, отчасти и скучно. Невооружённым взглядом же видно – формат устарел до неприличия. Отдельные зоны для развлечений сделаны как-то наспех. Даже, казалось бы, яркими звёздочками являлись косплееры, но уникальными являлись единицы. Не увидел шикарного профессионализма у роллеров. Программа с красками похоже горожанам тоже приелась, ибо участников-смельчаков не ахти как много. В целом, фестиваль молодёжных субкультур сместил свои акценты на что-то обыденное, уже виденное тысячу раз. И будто и не праздник вовсе, а заурядный воскресный вечер в парке. Музычка играет, колошматят басы с колонок. Кто-то шашлычки уминает. Карапузики на машинках катаются. Всё как обычно, всё как всегда!
А сама субкультура, если уж на то пошло, в наше время стала стирать свои границы. Чувствуется непривычная обусловленность. Они уже живут, существуют не только по правилам своей неординарной группы, компашки, но и готовы прислушиваться к требованиям, что навязывает им общество, государство. Они становятся, по большей части, ряженными. Куртку-косуху одевают теперь по большим праздникам и рисуют граффити, когда будет «можно». Не зря я в самом начале статьи распылялся, относительно того, когда лучше расцветает субкультура, то есть, повторюсь – в «сытые» благоприятные годы. Что имеем теперь? Выходит, что если субкультура на данном этапе тускнеет, то на её смену вылезет голова дракона – контркультура. Отчего вероятно, нас ждут очень и очень нелёгкие времена. Как бы хотелось ошибаться!..
Читайте нас: