У Джека Лондона есть на эту тему весьма поучительный рассказ. Лично я тоже, и не понаслышке, знаю вкус жесточайшего голода. А мой пожизненный друг – сверстник по военному детству, – бывало, говорил мне: «Я так в войну наголодался, что теперь все никак не могу наесться». И всегда он был большим любителем поесть. И никогда не ограничивал себя ни в еде, ни в питье… Что и привело с годами к излишнему весу, гипертонии, инсульту, параличу и преждевременной смерти…
Что же до наших праздничных пиров и застолий, то они, по-видимому, всегда будут нравиться нашим древним «охотничьим» генам и наверняка пойдут на пользу всем молодым добытчикам пищи… А вот старым могут и навредить. И здесь им потребуется волевое усилие по контролю за своим аппетитом. Что, по сути, и отличает людей от животных. Тем паче – от хищников и падальщиков. То есть я хочу сказать, что лучше постоянно питаться простой и невкусной, но полезной пищей, позволяя себе иногда пищевые погрешности. Отдавая долг традициям своих предков. Великих охотников на мамонтов! В виде тех же праздничных пиров горой или дружеских застолий. Как самовознаграждение за свой сознательный, мудрый пищевой стоицизм.
«Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» – известный диетический лозунг самого Гиппократа. Но не для здоровых, а уже для больных – объевшихся и опившихся, страдающих несварением желудка, деградирующих – древних греков. Здоровый же человек, все тот же добытчик пропитания, как и в древности, должен бы выходить на добычу или на работу без завтрака. Разве что выпив кружку воды или чашку чая. Да и на учебу – тоже. Ведь с полным желудком тянет не столько на учебу, сколько в сон. А уж опосля, возвратившись с добычей в руках или со знаниями в голове, позволить себе обильное пищевое вознаграждение – и винегрет с селедкой, и борщ со сметаной, и котлеты с макаронами, и компот с абрикосами. Или даже поджаренный на углях козий желудок, фаршированный «греческими» орехами, какой подавался в хлебосольном доме хитроумного царя Итаки Одиссея.
Словом, проблема в том, что в наше более или менее сытое время мы, как правило, начинаем перенасыщаться с утра пораньше. Переедать в обед. И объедаться на сон грядущий. На ночь. Прибавлять в весе. Полнеть, жиреть, болеть. Ибо именно ожирение – стимулятор всех наших нынешних болезней и недугов. Раннего старения и преждевременной смерти. По той же причине переедают, жиреют и болеют диабетом даже животные. Те же собаки. И перестают выполнять свои собачьи обязанности по охране дома. А зажиревшие коты – ловить в доме мышей. Куры – нести яйца. Козы – давать молоко… И обычно у всех ожиревших животных и людей начинаются проблемы с любовью, с половыми отношениями, с самовоспроизведением.
Кстати, одной из самых простых и легких форм лечебного голодания следует считать именно утреннее. Не есть с раннего утра до времени второго завтрака. Или, что еще полезнее, до позднего обеда. Дать отдых своему желудку. Кишечнику. Печени. Время от времени прополаскивая их стаканом воды или сока. Тем более что с утра зачастую неохота есть, и голод переносится легче всего. Выпил чашку кофе, чая или стакан натурального сока, даже простой природной воды – и баста… И так до обеда. Только не надо курить. Даже для подавления аппетита. А если уж курить, то не с утра до завтрака, а после ужина. За чашкой вечернего кофе с пломбиром и зубочисткой. Как в лучших домах Лондона и Парижа.
Несомненно, пищевой рефлекс – основной рефлекс жизни. Рефлекс самосохранения и самовоспроизведения всего живого. Не потому ли при обильном и стабильном питании в истории человечества происходили демографические взрывы? Особенно у больших вод. В поймах великих рек. На берегах Нила. На морских и океанских побережьях. Ибо у воды человек имел самое полноценное по содержанию пищевых веществ питание. Тем паче – для своих тонких и деликатных репродуктивных органов и своего прихотливого головного, спинного, костного мозга. Самые легкие и удобоваримые водяные растения, нежное мясо моллюсков, раков и рыб, яйца водоплавающих птиц… Словом, выводы из экскурса в околоводную эволюцию человека вполне очевидны – живи по возможности ближе к животворящей воде, береги ее чистоту и свежесть! Больше двигайся – чаще купайся и плавай. Дыши правильно. Питайся рационально, с преобладанием в рационе рыбных блюд. Морепродуктов. Те более что для пожилого возраста насыщенная холестерином пища малопоказана, а зачастую и вредна.
Так что жирную семгу, черную или красную икру, печень трески или мясо крабов можно позволить себе не более двух-трех раз в году. По большим личным или общим всенародным праздникам. Для меня это обычно день зимнего солнцеворота. День возвращения на наш холодный и темный Север света, тепла. Солнца! Правда, в этом году мне довелось посетить «пятизвездочный» ресторан летом. С родными и друзьями. В нашем ресторанном заказе преобладала рыба – малосольная обская семга, отварная черноморская кефаль, жаренная озерная форель… Я же заказал себе порцию чуть горьковатой мелкозернистой ярко красной икры кижуча и большие черные соленые маслины. Под рюмку ледяной русской водки с итальянским мартини… А вместо второго – твердый сыр пармезан с сочными болгарскими перцами. На десерт – кофе по-восточному с натуральным колотым, словно одетым инеем, шоколадом. Впрочем, все это можно приобрести и употребить в домашних условиях. Причем дешевле, обильнее и полезнее. Был бы подходящий повод. Какой-нибудь знаменательный день. Или ночь. Например, зимнего солнцеворота. Да позволяло бы еще здоровье. А старость здесь – не помеха.
В одной народной песне поется: «Молодость ушла – не сказалась. Старость пришла – не спросилась…». Но еще задолго до ее прихода мы начинаем замечать ее приметы – морщины, седины, залысины. И, старея, мы становимся все более пассивными, тяжелыми на подъем, медленными на ногу. У нас появляются живот, одышка. Старческие болезни и недуги. Мы становимся все боле пассивными и слабовольными… В своей жизни я знал стареющих на моих глазах двух-трех постоянно курящих женщин. Помнится, одна из них весьма болезненно переносила появление первых морщин. Но так и не бросила курить. И уже к пятидесяти годам ее лицо стало походить на темную морщинистую печеночную в золе картошку. А у одного моего старого друга, также затяжного курильщика, на лице и голове, по самой границе волос, стала изъязвляться кожа. Кровоточили мелкие сосуды. Это признаки никотинового капилляротоксикоза. Но он так и не бросил курить табак.
Общеизвестно, что злостное табакокурение и хроническая алкоголизация больше всего обезображивают и старят нас – темная кожа, глубокие морщины, расширение лицевых сосудов, сизый щербатый нос. Грубый голос, одышка, приступы мучительного кашля. А потом и алкогольные, табачные болезни. Ранний атеросклероз. Апатия, депрессия и преждевременная смерть – инфаркт, инсульт, спонтанная гангрена. Так, одна из моих пациенток, с молодости пьющая и курящая женщина, умерла от инсульта, не дотянув и до сорока лет. Но, даже парализованная, в больнице ухитрялась исподтишка курить. И не считала себя виновной в своей тяжелой и ранней болезни. Винила свою судьбу, тяготы жизни, окружающих ее людей: «Они мне что-то сделали. Сглазили. Навели порчу…».
Как известно, старение начинается с сосудов. С атеросклероза, который поражает сосуды не только с возрастом или в результате вредных привычек, но иногда и совершенно, казалось бы, беспричинно. В ранней молодости или даже в детстве. Когда в народе говорят о «старом ребенке». Впрочем, иногда «старым ребенком» называют впадающего в детство старика.
Один из медицинских законов гласит: диагноз диктует лечение. Так что при диагнозе «атеросклероз» вам пропишут отвечающее этому диагнозу лечение. Разумеется, это будут лекарства. И на первых порах – адаптогенного или стимулирующего характера: кофеин, кордиамин. Кофе с лимоном, чай с облепихой. Настойка элеутерококка. Заманихи. Пантокрин. Женьшень! А потом и сосудорасширяющие средства (какие лучше действуют на сосуды, еще не потерявшие эластичности). Например, «никотинка», эуфиллин, циннарезин. Аспирин. Кардиоаспирин – как средство, разжижающее кровь. А при ухудшении памяти и умственной деятельности еще и так называемые ноотропные препараты – ноотропил, аминалон, ацефен. В том числе и средства, снижающие уровень холестерина в крови…
В любом случае, это будет стандартное лечение «для всех». Так что если врач отделается от вас назначением одной только химии, то надо поискать другого, пусть даже не такого ученого, но менее «химического» врача. Другой, альтернативной, «нехимической» медицины. Или заняться самолечением. Хотя самолечение, опять же, всегда чревато недочетами и ошибками. А вот замедлить или остановить процесс старения, предупредить развитие того же атеросклероза, улучшить память и поддержать уровень своего интеллекта, повысить качество своей жизни и продлить свое собственное долголетие можно и самому.
Лично я в профилактических целях принимаю «никотинку» в виде ксантинола никотината, а на ночь четверть таблетки аспирина. Аспирин явно разжижает кровь. Еще – корвалол. Но гораздо реже. После явных стрессов и перевозбуждения с нарушением сна. На ночь – до 77 капель корвалола. Для снятия внутреннего напряжения, для внутренней разрядки! Чтобы предупредить внезапные эмоциональные разряды в виде не всегда адекватной гневливости или даже агрессивности. Хотя накопившееся внутреннее напряжение можно снимать и другими способами. Без лекарств. Время от времени я пользуюсь и глазными каплями для профилактики катаракты. И не упускаю случая потереть йодом какой-нибудь подозрительный участок кожи. Хотя препараты йода можно применять и внутрь, как и кальция, калия и прочих микроэлементов. Так, если вы регулярно посещаете баню или занимаетесь спортом и сильно при этом потеете, надо принимать таблетки оротата калия или аспаркама. Для предупреждения мышечных судорог…
Что же касается трав, то я постоянно пью зеленый чай с брусничным листом. С молоком или лимоном. Без сахара. Вместо сахара мед, натуральное варение, курага, изюм. Сироп из облепихи, калины, рябины. И периодически настаиваю в термосе корни и плоды шиповника. Душица, мята и листья смородины также находят свое применение для той же чайной заварки. Это и называется у меня «попить на старости лет травы».
И, конечно же, старение требует постоянного за собой наблюдения. Контроля. И не только посредством подсчета морщин или седых волос. Но и с помощью взвешивания на медицинских весах, измерения температуры тела и кровяного давления, подсчета пульса. Особенно после физических или нервных нагрузок. Или путем проверки остроты зрения и слуха. Обследования глазного дна. Лабораторных анализов крови на холестерин и сахар. Флюорографии. ЭКГ и УЗИ. Профилактических осмотров у лечащего врача.
Выше мы писали о выдающихся мудрых долгожителях. И теперь вспомним их личные лечебно-оздоровительные девизы (какие стоит развесить на стенах своего дома): «Старости и болезням надо противиться активно»; «Человек умирает не от старости, а от болезней»; «Избавься от старящих тебя привычек. От привычки стареть»; «Подвергай себя физическим нагрузкам и пищевым ограничениям»; «Живи и виду не показывай, что ты когда-нибудь умрешь». К чему, впрочем, стоит добавить, что не надо особенно зацикливаться на своем здоровье-нездоровье. На своих болезнях и недугах. На приметах своего старении или увядания. К ним следует относиться философски. А то и с юмором. И, по возможности, жить нормальной, привычной повседневной жизнью. Не впадая ни в английский сплин, ни в русскую меланхолию. Кстати, как-то в одном застолье одному из выдающихся долгожителей, Бернарду Шоу, молодая дама сделала замечание: «От вас пахнет». На что тот, не задумываясь, ответил: «Это от вас, дорогая, пахнет. А от меня уже воняет». И, на мой взгляд, подобное присутствие духа, философское спокойствие и неизменное чувство юмора могут заменить целое поле лекарственных трав и полную аптеку лекарств.