Я видел ракового больного, у которого после ударной дозы шаманской «мухоморовки» на голове повыпали все волосы. И сам однажды принял настой зверобоя на белом вине и черном кофе с целью избавиться от замучившего меня хронического воспалительного процесса. Причем у меня поднялась температура, предельно подскочило кровяное давление, а в моче появилась кровь. После чего я пил антибиотики и легкие мочегонные травы, и с этим болезнь моя отступила.
Однако, в любом случае, с травами-отравами, с ядовитым лекарственными растениями или сырьем надо обращаться весьма осмотрительно, с большой осторожностью, с большим знанием дела и крайней ответственностью. Тем более что работа со многими подобными воистину ядовитыми зельями запрещена законом.
В старых знахарских травниках, или зелейниках, еще и теперь можно прочесть о сильнейшем, «самом сильном и радикальном» зелье против всех видов ревматизма опорно-двигательного аппарата, какое называется корень-борец.
В древнегреческой мифологии борцом, или аконитом, называли одну из трав-отрав из ужасного арсенала великой «отравительницы» – богини ночи и ночных кошмаров Гекаты.
В знахарских зелейниках аконит описывается как весьма высокое травянистое растение с темно-зелеными листьями и с кистью темно-синих или фиолетовых цветков. Строение цветков напоминает изящную дамскую туфельку.
И теперь сдается мне, что лет десять тому назад с ученым ботаником и травоведом Михаилом Гордеевым мы отрывали корни похожего растения в Бурзяне. В мрачных каньонах тогда еще форелевой Иргизлинки… И он говорил мне, что из этих корней готовится превосходное лекарство от сердечных заболеваний ревматического характера, связанных с нарушениями сердечного ритма.
Аконит – и впрямь крайне ядовитое растение. Недаром в народе его называют «мучитель-трава», «волчья смерть», «туфелька синь-огонь»… Но и «царь-зелье» тоже. В народной медицине корень борец применяют исключительно наружно, с соблюдением крайней осторожности. Ибо при попадании настойки из корня в глаза можно ослепнуть. Травники утверждают, что средство это обладает «чудовищной» силой. При его втирании настолько усиливается кровообращение с приливом крови к месту втирания, что человек чувствует жар, огонь и необычайное сердцебиение. Что напрямую говорит не только о его местном действии, но и воздействии на весь больной организм с мобилизацией всех его скрытых защитных функций. Всех его потенциальных самоисцеляющих сил и возможностей.
Кроме народно-медицинских травников, или знахарских зелейников, на Руси бытовали и так называемые чародейские травники, или зелейники, какими пользовались всевозможные чародеи-чернокнижники.
В книге о русском чернокнижье перечисляются, к примеру, такие травы, как трава-колюка, адамова голова, прикрыш, сон-трава, кочедыжник, тирлич, разрыв-трава, плакун, нечуй-ветер… Считается, что все эти травы одержимы нечистой силой. Но с их же помощью, той же нечистой силой, можно повелевать. Лечить порченных, скаженных, бесноватых. Изгонять из больных злых духов болезней. А также открывать и отрывать заговоренные клады. Разрывать железо – цепи, замки, кандалы. Окуривать боевое и охотничье оружие. Охотничьи и рыболовные снасти. Воздействовать на погоду – вызывать дождь, остужать зной, останавливать на водах ветер. Снимать сглаз, порчу, наговоры. Да так, чтобы эти злые порчи и наговоры обрушивались на головы наговоривших их наговорщиков. А еще – предсказывать судьбу.
Зачастую подобные травы наделялись теми или иными сверхъестественными свойствами вполне сознательно. Так, удачливый охотник мог дарить или продавать ту же чародейную траву-колюку или окуренную ею снасть, якобы приносящую ему удачу на охоте. А неудачливый кладокопатель – покупать у чародея разрыв-траву себе на удачу.
Поэтому большинство из чародейных трав не идентифицируются с какими-либо реальными растениями. Лично мне удалось идентифицировать только сон-траву, какая цветет в апреле-мае желто-голубым цветением. По-видимому, это желто-синий подснежник, чьи травинки и собирают в мае, сушат и зашивают в подушки. Считается, что на такой подушке быстро засыпается и легко спится. И сны при этом бывают вещими. Правда, если их правильно толковать. Что же касается их свойств выгонять из больных духов болезней, то это связано не с объективным действием той или иной травы, а с верой в ее сверхъестественную изгоняющую силу, а еще более – в силу лечебного воздействия (через внушение) лекаря, знахаря, чародея…
Таким образом, в стародавние времена большинство тогдашних заболеваний связывали с вселением в больного злого духа болезни. Болезненной нечистой силы. И поэтому его лечение начинали с очищения. С детокса и катарсиса. С изгнания нечистой силы. В том числе и с помощью трав. Например, богородской травы, изгон-травы, одолень-травы…
Ну, богородская трава – всем нам известный чабрец. Изгон-травой чаще всего называли рвотные, слабительные, потогонные травы. Например, рвотный корень, или багульник болотный. А что это за трава такая – «одолень»?
В знахарских или чародейских зелейниках ее описывают так: «Одолень растет при реках и озерах, ростом с локоть, цвет рудожелт, листочки желтые или белые». Да ведь это – желтая озерная кувшинка или белая речная лилия, какую именуют водяной лилией или белым одоленем. В Древней Греции водяную лилию называли речной нимфеей, а на старой Руси – русалочьим цветом. И ее якобы волшебную силу использовали против нечистой силы. Или, напротив, для порчи, приворотов, проклятий. А также с лечебной целью при заболеваниях почек, мочевого пузыря, при нервных болезнях – как гипотензивное, вяжущее и кровоостанавливающее средство.
Но еще чаще с лечебной целью использовали озерную кувшинку, или кубышку желтую, какую также называли одолень-травой. Лечебная сила кубышки связана с суммой содержащихся в ней алкалоидов, так называемых лютенуринов. Отвар корневищ кубышки желтой применяется при заболевании легких, воспалении почек и мочевого пузыря. Настой свежих цветов и плодов обладает снотворным и успокаивающим действием. В научной медицине препарат лютенурин применяется для лечения кожи и слизистых. При микробных и грибковых заболеваниях. А также при кишечных расстройствах и половой слабости у мужчин.
Вполне реальная трава из семейства пасленовых – реликт исчезающей третичной флоры. Растение было занесено в Красную книгу. Во всяком случае, в СССР. Но прежде всего – это мифопоэтическое растение. Считается, что корень мандрагоры содержит в себе возбуждающие и успокаивающие, снотворные средства.
Корень мандрагоры, как и корень женьшеня, имеет большое сходство с человеческим телом. Особенно в своей нижней части. Причем корень может быть как мужским, так и женским. Так что в чародейских травниках мандрагору изображали в виде корнечеловека с пучком листьев на голове и цепной собакой, прикованной к его корневым ногам. По поверью, выкопавший корень должен умереть. Кровожадный якобы корень все равно выпьет из него кровь. Чтобы избежать этого, и приковывали на месте выкопанного растения собаку, какая, естественно, здесь же и умирала. Само происхождение корня связывалось с поллюцией повешенного насильника. Висельника. Корню придавались свойства возбуждения половой силы, способствующей соитию и зачатию. Изготавливались ладанки с кусочками чудодейственного корня. И даже его муляжи в виде нагрудных амулетов. Оберегов. Корень использовался как в медицине, так и в различного рода чародействах, колдовстве, магии, алхимии. И опять же, следует подчеркнуть, что, скорее всего, корень действовал не по своей объективной лечебной силе, а исключительно опосредованно, через веру и внушение. Через центральную нервную систему. По так называемому эффекту плацебо.
В современных же травниках внимание сторонников траволечения обязательно обратят на ядовитые растения, такие, как белена черная, дурман вонючий, болиголов пятнистый, вех ядовитый, волчье лыко, вороний глаз, чемерица лобеля и многие другие, и обязательно научат первой помощи при отравлении ими.
Кстати, как мы заметили, большинство из трав-отрав относятся к семейству зонтичных и пасленовых, к каким относится и табак. И содержат крайне ядовитые алкалоиды – никотин, атропин, платифиллин, стрихнин, цикутотоксин… Особо токсичным является вех ядовитый, или омег водяной. Чаще называемый в народе цикутой.
Это многолетнее растение из семейства тех же зонтичных. Растет на сырых лугах, по берегам болотистых рек, по окраинам болот и даже прямо в воде. Корни сочные, корневища толстые и имеют сладковатый вкус. Все растение крайне ядовито. Особенно корневища, содержащие цикутотоксин. Отравления чаще бывают весной. При этом появляются сладковатый, а потом и горький вкус во рту, боли в животе, слюнотечение, рвота, бред, судороги. Паралич дыхательного и сосудодвигательного центров.
При отравлении подобными ядовитыми растениями надо принять меры к удалению яда и немедленному замедлению его всасывания. В желудке, в кишечнике. Прежде всего, необходимо вызвать рвоту. Дать отравленному побольше (1-1,5 литра) прохладной подсоленной воды и сразу же, раздражая корень языка, вызвать рвоту.
Уменьшению всасывания ядов способствует прием внутрь натурального древесного или аптечного активированного угля. Даются также для питья слабый раствор марганцовки, молоко, молочно-яичная болтушка. Полезно сделать и очистительную клизму. В тяжелых случаях необходимы срочная помощь врача-токсиколога, промывание желудка с помощью зонда, специальные антидоты, очищающие кровь капельницы, симптоматические – сердечные, стимулирующие дыхание, возбуждающие или успокаивающие – средства…
Рвотный орех, или чилибуха, также одно из весьма ядовитых растений, ядовитым началом которого является алкалоид стрихнин. Стрихнином, как известно, издавна травят волков. И людей тоже. Но последних чаще с лечебной целью. Стрихнин вызывает возбуждение нервной системы, сильнейшее мышечное напряжение вплоть до смертельно опасных судорог. От которых зачастую и мрут отравленные волки.
Аптечные препараты стрихнина чаще всего применяются как тонизирующие и стимулирующие защитные силы организма. При понижении обмена веществ, повышенной утомляемости, ослаблении сердечной деятельности, после хронических отравлений и изматывающих гнойных инфекций. При ослаблении остроты слуха и зрения. При парезах и параличах. Наравне со стрихнином в научной и народной медицине применяются и такие средства, как сильноядовитые мышьяк, сулема, препараты ртути и даже цианистого калия. И нередко с помощью этих диких трав-отрав и аптечных ядов совершались убийства и самоубийства. Недаром в одной из тоскливых народных песен поется: «Пойду просить в аптеке яду».
Или красавка. Тоже относится к растениям из семейства пасленовых, и так же страшно ядовита по весьма значительному содержанию в ее листьях алкалоида атропина. Свое название красавка получила оттого, что в прежние времена все столичные красавицы принимали ее с целью расширения зрачков своих и без того прекрасных глаз. Особенно перед выходом в высший свет. На балы с кавалерами. С потенциальными женихами. На презентации с танцами и фуршетами. При этом они ровным счетом ничего не видели, но выглядели поразительно красивыми, интригуя окружающих бездонной глубиной своих темных, донельзя расширенных зрачков…
Препараты красавки очень популярны и поныне. И применяются как спазмолитические и болеутоляющие средства. Особенно при спазмах желудка, кишечника, желчного пузыря, мочевыводящих путей. Так что всем желудочникам, печеночникам и почечникам известны такие таблетки, как бекарбон и бесалол. Или простая настойка белладонны по 6-12 капель три раза в день…