Эта крепость существовала здесь с II–IV веков н. э. А в IV веке Анакопия была крупнейшим городом на юго-востоке Абазгии. В III–IV веках н. э. анакопийские ремесленники производили, помимо оружия, сельскохозяйственные орудия и украшения (кольца, браслеты, стеклянные бусы, статуэтки).
В VIII веке в крепости обосновался абхазский владетель Леон I. При нем Анакопия стала столицей Абхазского царства, он же руководил обороной Анакопии во времена арабского нашествия и разгромил осаждавшее город арабское воинство под предводительством известного полководца Мервана Кру (Глухого). После этого сокрушительного поражения арабы больше никогда не вторгались в Абхазию. Анакопия почти на сто лет стала политической и духовной столицей Абхазии.
С осмотра этой древнейшей крепости мы начали осмотр других достопримечательностей Нового Афона. Проход к крепости мимо знаменитых пещер, а далее около часа вверх по длинной, но очень красивой горной дороге. И вот мы наверху около одной из оборонительных башен крепости.
Самым важным оборонительным сооружением крепости была четырехэтажная четырехугольная Римская башня, с верхнего этажа которой просматривались окрестности. В 2008 году эту башню восстановили, а сверху сделали смотровую площадку.
Со смотровой площадки башни открывается совершенно нереальной красоты вид на Новый Афон, монастырь, Черное море и Сухумский мыс.
От древнего здания остались надписи на греческом языке и известняковые плиты с изображением рыб, крестов и других раннехристианских символов. Стена, сложенная в XIX веке из фрагментов барельефов, найденных при раскопках, собранных вместе, находится в алтарной части храма.
В скале рядом с башней вот уже несколько веков существует вытесанная из камня цистерна, которая всегда наполнена чистейшей водой. На дне этой емкости исследователи обнаружили углубление диаметром около метра и глубиной 25 см, сквозь которое в емкость просачивается вода, судя по всему, карстового происхождения. В жару на вершине горы источник с холодной водой просто подарок природы!
Спустившись вниз, мы пошли в знаменитые Новоафонские пещеры. Путь к ним лежит через Новоафонский приморский парк, который был разбит монахами в 1880 году. Этот парк был местом отдыха для тысяч паломников, посещавших этот монастырь. Среди посетивших монастырь – наместник Кавказа великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, писатели Антон Чехов и Максим Горький. В память о них есть памятные доски, расположенные на стенах зданий вдоль парка.
Монахами в 1880 году были вырыты 7 прудов, максимальная глубина которых достигает 1,5 метра, а дно и стены выложены каменной плиткой. Вода в прудах проточная и чистая. Монахи разводили здесь карпов, карасей, кефаль для нужд братии. Новоафонский приморский парк был открыт в 1910 году к приезду царской семьи. И сейчас можно посидеть в кафе на берегу пруда и полюбоваться на лебедей, которые живут здесь и также являются местной достопримечательностью.
Около пещер расположен небольшой рынок, где можно купить разнообразные сувениры на память, мед, сладости, фрукты. А также рядом расположен милый дворик с красивыми скульптурами.
Свою экскурсию мы решили продолжить посещением пещеры Симона Кананита. Это одна из основных святынь Абхазии. Для этого нужно от рынка спуститься немного вниз, а потом идти по дороге влево до моста через реку Пцырсха. Кстати, недалеко от входа на мост есть маленькая уличная кафешка, где делают очень вкусные хачапури. Там можно передохнуть и подкрепиться, так как потом предстоит долгий и достаточно сложный маршрут.
Пройдя немного по дорожке, увидели прудик с черепашкой из камней. Здесь продают билеты для входа в парк для дальнейшего прохода через парк к пещере. Почему берут деньги? Еще в начале текущего века вдоль речки на месте неудобной тропы была проложена аккуратная и красивая дорожка из известняковых камней, положенных на цемент, со скамейками, лесенками, перилами, спусками к воде. Поэтому сейчас за вход берут плату, но очень небольшую.
На камнях вдоль тропы, ведущей к пещере Симона Кананита, можно увидеть отпечатки ракушек, которые свидетельствуют о том, что когда-то на месте этих гор было древнее море!
Как известно, Симон Кананит являлся сводным братом Иисуса Христа, это именно на его свадьбе Иисус сотворил свое первое чудо – превратил воду в вино. Через двадцать лет после Вознесения Спасителя Симон вместе с Андреем Первозванным дошел до этих мест и поселился в уединенном гроте, проповедуя христианство местным жителям, за что и был впоследствии обезглавлен на берегу реки недалеко от грота. Немногочисленные последователи апостола предали его тело земле и передали своим потомкам память о месте погребения. Грот Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. Монахи-отшельники в XIX веке прорубили в пещере вход (апостол входил в свою обитель через узкое отверстие в своде) и построили лестницу из известковых плит.
Внутри пещеры можно поставить свечи. На стенах пещеры – старинные мозаики, изображения крестов, надписи, иконы, лампады. Этому месту абхазы поклонялись даже в годы турецкого господства и в советское время. Кстати, даже в годы советской власти многие монахи, преследуемые за свои взгляды, долгие годы жили именно в абхазских пещерах. У них была своя конспиративная связь с внешним миром. Некоторые из них погибли от рук бандитов, которые случайно находили эти обители. Они приняли смерть на этой священной земле, как и Симон Кананит, который был убит на берегу речки Псырцхи. До сих пор считается удачей найти в этом месте красноватый камень, который, по преданию, обагрен кровью этого апостола. На одном из камней паломникам демонстрируют отпечаток его ноги. Нам даже позволили приложить к отпечатку свои ладони. В гроте Симона Кананита можно оставить записки о здравии и упокоении.
Побывав в священном гроте, мы вернулись в парк и пошли в сторону железнодорожной платформы Псырцха. Издалека ажурное сооружение, свисающее над озером с изумрудной водой, напоминает какую-то восточную царскую беседку.
На самом деле, это здание оказалась павильоном билетной кассы железнодорожной платформы Псырцха. С абхазского языка название остановочной платформы дословно переводится как «пихтовый родник», оно было придумано не зря: около станции произрастают великолепные пихтовые леса. Эта станция была построена в 1944 году на участке железной дороги, которая в обе стороны от станции уходит в горные тоннели.
По периметру здания расположены ажурные кованые скамейки, внутри зала на полу выложен орнамент в виде семиконечной звезды, которая символизирует путь к гармонии и совершенству, а также единство духовного и материального развития. Потолок отделан ажурной лепниной. Очень жаль, что сейчас все это в очень плохом, практически разрушенном состоянии. Хочется верить, что этот памятник архитектуры не разрушится окончательно, а его отреставрируют, и он будет радовать еще не одно поколение туристов.
Пройдя дальше в сторону Нового Афона, мы еще раз с другой стороны полюбовались на живописное озеро Псырцха и здание платформы.
Около тропы расположена памятная доска, сделанная в память о посещении этого места императором Александром III в. 1888 году.
В Новом Афоне в 1882–1903 годах был возведён гидротехнический комплекс, который принадлежал монастырю. Рядом с плотиной есть источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов.
Пройдя чуть ниже по дороге, мы увидели очень красивую арочную плотину с искусственным водопадом высотой 8,6 м, которая была построена в 1902 году. Когда-то это была ГЭС, но она уже давно не эксплуатируется. Сегодня это место стало одной из главных достопримечательностей города, куда приходят все туристы после посещения монастыря и фотографируются на память на прекрасном фоне стены из бурного потока воды.
Продолжение следует