* * *
Внутренний двор кенасс разделён на несколько частей. Центральный проход имеет боковые ответвления в дворики справа и слева.
Слева располагался Лапидарий, окутанный тишиной и скорбью. Ступая осторожно, чтобы не потревожить тишину, я читала эпитафии на надгробных памятниках и рассуждала о бренности бытия. К кому обращалась? К цветам, которые тоже молчали, но украшали эту тишину. Душа же творила молитву.
Здесь не было захоронений, лишь были собраны надгробные памятники. Например, российскому дворянину, участнику обороны Севастополя 1854-1855 годов, Городскому голове, гахаму Самуилу Моисеевичу Пампулову, годы жизни 1832-1911. Участник Крымской войны Пампулов помогал военному хирургу Пирогову оперировать раненых непосредственно на поле боя.
Надгробие было выполнено в форме дивана из чёрного мрамора. Это знак особого уважения к человеку, жизнь которого была связана с разнообразной общественной деятельностью на благо Евпатории. Диван как символ общественного собрания, как образ государственного мышления. Гахам Самуил Моисеевич был удостоен двадцати одной награды, так высоки были слава и честь, которые он снискал у жителей родной Евпатории. Звание «Гахам» подразумевало духовное лидерство.
Я отказывалась верить своим глазам. Скромный народ и такой яркий пример служения обществу. Необходимо добавить, что российские цари относились к караимскому населению с большим уважением и лояльностью. Со времён Хазарского каганата выходцы из народа отличались завидным профессионализмом в военной подготовке: меткие стрелки, мужественные и отважные воины. Все караимские мужчины по древней традиции отлично владели оружием.
* * *
Население Крыма всегда было многонациональным. Мирно уживались турки, греки, русские, крымские татары, армяне, болгары, евреи и другие национальности. Караимы составляли наименьший процент в общем количестве. Их и сегодня насчитывается не так много.
Время не стоит на месте, меняет обстоятельства жизни, условия проживания. Караимы вписались в современную жизнь Крыма. Однако они сохранили приверженность традициям, историческим устоям. Испытание временем выдержал караимский язык. Он близок к половецкому языку. Половцы – это из далёкой истории. У караимского языка есть сходство с крымскотатарским языком.
Всё-таки учёные склоняются к мнению, что караимы появились в Крыму на рубеже I-II веков. Их предками могли быть хазары.
Да и вероисповедание караимов резко выделяется из числа религий Крыма. Его нельзя отнести ни к православию, ни к иудаизму. Как это стало возможным, чтобы ни религиозные войны, ни гонения правителей, ни общественные трения и обиды не смогли внести разлад в устои жизни караимов?!
Устройство жизни караимов обусловлено Ветхим заветом. Караимы приняли его раз и навсегда! Это означает, что религия предков дошла до нас в первозданном виде.
В их понимании нет посредников между Богом и людьми, нет культа святых, нет духовного сословия. Они верят в Иисуса из Назарета, когда священное писание было единственным источником знаний о жизни, а она складывается из будней и праздников, отмеченных Библией. Большая кенаса, по замыслу Веры, напоминала храм Соломона. И это было выражением людской скорби о разрушении Иерусалимского храма.
Кенассы разделяют мужчин и женщин. Они настраиваются на общение с Богом по отдельности в Двориках ожидания молитвы. Перед входом в храм караимы разувались и омывали руки и ноги из специальных фонтанчиков. Чистые мысли пребывали в чистом теле.
Десять заповедей «горели» на скрижалях Завета. Службу проводил Газзан, караимский священник.
Я была поражена ещё одним фактом. На стенах в «аллее меценатов» были размещены мраморные плиты (оригиналы!) с именами российских императоров, именами караимов, внёсших вклад в поддержание кенасс, совершивших добрые дела во время жизни. Аллея представляла собой коридорчик под крышей из виноградных лоз, которым уже было более ста лет. Показателен путь на Небеса!
Караимы использовали древнееврейский язык для письменности. Множеству плит сопутствовала надпись: «Яви нам, Превечный, милость Твою, и спасение Твое даруй нам». Она была обращена и к входящим.
Гид, проводя экскурсию по территории кенасс, подводила посетителей то к одной стене, то к другой. Внимание заслуживают солнечные часы. Они использовались для установления времени в субботние и праздничные дни, когда запрещалось наличие всяких предметов с собой. Ничто суетное не должно было отвлекать от духовных сопереживаний и раздумий.
* * *
Я поняла, почему, гуляя по улицам Старого города, Евпатории в целом, на время забываешь о том, что ты приехала на Чёрное море. Оказалось, что и в истории можно купаться, как в волнах морских. А ещё можно было рассматривать дома подолгу, ибо они были разные по архитектуре. Видимо, город застраивался с будущим намерением удивлять и поражать заезжих гостей.
Кроме того, можно было разговаривать с котами. Вы пробовали? Они здесь такие разговорчивые. Любопытные и болтливые, но ужасно красивые!
В доме, где я проживала, время от времени показывались три разномастных кота: рыжий, серый и чёрный. У них был заведён свой особый ритуал общения с гостившими туристами.
Сначала показывался рыжий кот. Он медленно проходил по двору, посматривал на тебя, мяукал, а потом исчезал. Следом за ним появлялся серый котяра и точно таким же манером дефилировал по дворику, не забывая издать пару звуков. Наконец, наступала очередь чёрного кота. Придумывать ничего не надо было. Всё повторялось по единому сценарию. Забавно!
* * *
Плутая в переулках, я подошла к дому, на котором было изображено гранатовое дерево. Дом выглядел парадно и торжественно. Он, словно притягивал к себе внимание и говорил: «Не проходи мимо, остановись!»
Позднее, уже в Уфе, я узнала, что гранат был окружён особым ореолом. Соком и отваром граната с древности люди лечились от многих болезней. А раскрытый плод граната являлся символом единения караимов.
В этом доме с 1872 по 1914 год жил архитектор Павел Яковлевич (Богос Акопович) Сеферов. Уверена, что к оформлению дома приложил руку сам архитектор Сеферов.
Выделялись ворота металлические, под старину. Поверхность ворот украшали полоски кованого железа, которые имели форму стрелок и раздваивающиеся концы. Знаете ли вы, что в Керкинитиде в ходу были монеты – «стрелки». По виду они напоминали наконечники стрел. Факт, исторические параллели пересекались то тут, то там.
Кстати, доходный дом Дувана – это авторский проект архитектора Сеферова. И это не единственный проект. Архитектор Сеферьянц, армянин по национальности, являлся автором проектов Городского театра, Публичной библиотеки имени Александра II, которой он же преподнёс в дар около ста томов классиков. Я забыла упомянуть и первую электрическую станцию в Евпатории.
Откуда он черпал свой талант? Как ему удалось не сбиться с жизненного пути и пройти его с достоинством и великодушием?! Для меня он был неизвестен, но его творения запали в душу. Уже дома, по прибытии, я заглянула в интернет и открыла для себя много нового и интересного.
Богос Сеферьянц окончил архитектурное отделение Московского художественного училища живописи, ваяния и зодчества. Из стен училища вышли многие известные художники, скульптуры, творчество которых учили меня понимать искусство. Приведу в качестве примера лишь одно имя – живописец Михаил Нестеров, мой земляк. Таким странным образом Уфа встретилась с Евпаторией. Подобные метаморфозы всегда приятны и радостны!
Столько новых имён я открыла! Увидела гармоничное объединение стилей «модерн» и «южная провинция», о котором я раньше слышала, но так конкретно рассмотреть смогла в Евпатории.
Видимо, архитектор Сеферов желал превратить Евпаторию в европейский южный город, и из-под его руки появилась гостиница-кафе «Beau – Rivage» - «Прекрасный берег», которая в своей планировке демонстрирует сочетание разных вкусов и архитектурных пристрастий. Здание выглядит, словно «Летучий голландец» выплыл из тумана и пришвартовался у берега.
В настоящее время в этом здании располагается пансионат семейного отдыха «Орбита-1». А на здании красуется мемориальная табличка, которая гласит: «В мае 1916 года во время визита Николая II в Евпаторию городской голова Семён Дуван "предложил императорскому семейству и свите" "чай от имени города"». Совсем по-мирному, отдыхая от трудов праведных, попить чай на набережной и полюбоваться морскими далями, а ведь Россию ожидали трагические события в скором времени!
* * *
Центр Старого города ещё удивителен тем, что представлял собой большую торговую площадь, продолжая тем самым историческую традицию. Торговали художники, мастерицы, для туристов были открыты сувенирные лавки. Такая пестрота, такое многообразие, что кружилась голова! В вечернее время при желании можно было принять участие в мастер-классах по кузнечному делу или, например, по художественной росписи.
Чем традиционно занимались караимы? Как я выяснила, перечитав литературу о культуре и быте народа дома, караимы были мастерами выделки кожи, её окраски и обработки. Ремесленники изготавливали сёдла, уздечки, туфли, башмаки. Караимские сёдла славились удобством и лёгкостью. Они также пекли хлеб. Были среди них мастера валяния верблюжьей и овечьей шерсти. Кто-то открывал цирюльню, другие работали извозчиками, гончарами, бондарями. Конечно, многие караимы получали успехи в садоводстве и виноградарстве. Одним словом, трудолюбивый и упорный народ!
Мне захотелось закончить рассказ о караимах словами крымского краеведа XIX века В.Х.Кондараки: «Караимы народ бодрый, серьёзный, честный, справедливый, весёлый, миролюбивый, чистоплотный, разумный и деспот, чрезвычайно преданный своему семейству». Такой вот портрет народа!
* * *
Активный отдых позволял мне чувствовать себя путешественником. Я воображала себя Екатериной II (прошу не смеяться), то Петром Симоном Палласом. Учёный-натуралист поселился в Крыму в конце XVIII века.
До поездки я читала о жизни и трудах Павла Ивановича Сумарокова, известного писателя, сенатора, члена российской академии, который, посетив Евпаторию в начале XIX века, был сильно удручён видом запустения города после двух русско-турецких войн. Павел Сумароков полюбил этот край всей душой, и тот отвечал ему взаимностью.
Наверное, так поступали все, кто впервые прибывал сюда. Я изучала камни Гёзлёвских ворот, пробовала зарисовать дома и дворики, даже заглядывала в окна. Меня преследовала мысль, что я могу что-то упустить из вида или понять не так в силу обывательского мышления. Мне нравилось делать мимолётные записи в блокнот и ловить испуганные взгляды прохожих. Всем ведь не будешь объяснять, что я – журналист с писательской жилкой.
А то вдруг я садилась на скамейку и замирала. Чудеса, что я в другом городе! Не миллионер, не бизнес-леди, а простая пенсионерка отдыхала на побережье Чёрного моря и глупо улыбалась всем проходящим евпаторийцам, чувствуя себя самым счастливым человеком в мире. Я наслаждалась южным солнцем, которое не знало удержу и топило в зное всё подряд: дома, людей, сосны.
Как сказал литературовед, прозаик, член Союза писателей России, заслуженный деятель искусств Республики Крым Евгений Никифоров: «Для подвигов – весь мир. Для отдыха – Евпатория».
* * *
В планы моих прогулок входила дегустация блюд крымской кухни. Каждый вечер, когда лёгкие сумерки спускались на Евпаторию, я устраивалась на мягком удобном диванчике в открытом кафе в Старом городе, заказывала чай, десерты. Различные пирожные, тортики очень популярны и любимы в Крыму. Девушки, скорые и отзывчивые, одетые в цветастые шаровары и длинные платья (а головы были покрыты белым платком), обслуживали посетителей с улыбкой и вниманием.
Я попробовала янтык, пример выпечки крымскотатарской кухни. Это пирожок из пресного теста, зажаренный на сковороде без какого-либо жира. В этом его отличие от татарского чебурека. Начинка янтыка: курица с сыром, зеленью не добавила нового вкуса. Но вот тесто было вкусным и благодаря начинке питательным.
Также я попробовала караимский пирожок с мясом. В качестве сердца пирожка выбиралась рубленая говядина в союзе с картошкой и зеленью. Тоже вкусно и оригинально!
Так я наслаждалась чаем и наблюдала вечернюю жизнь Старого города. Вместе с сумерками на город спускалась прохлада. Та, старинная история с ночной тишиной и забвением, уступала место современной повести, суетной, громкой и беспокойной.
Уфа – Евпатория, июль 2023