Все новости
ВОЯЖ
4 Сентября 2023, 17:00

В Старом городе Евпатории. Часть первая

https://azovsky.ru/evpatorija/ Западное побережье Крыма. Евпатория
Западное побережье Крыма. Евпаторияhttps://azovsky.ru/evpatorija/

Утро. Вагон медленно покачивался и ровно рассекал воздушное пространство Кубани. Пассажиры спали. Вчера днём вагон походил на гудящий улей, а сейчас была разлита тишина. Я пыталась писать, вернее, собрать мысли воедино. Под стук колёс не только спалось, но и думалось хорошо.

За окном проплывал кубанский пейзаж: огромное жёлтое поле подсолнухов. Они, словно солдаты в строю, повернули свои солнечные головки к светилу в едином порыве. Строй ладный, в один рост, никто не выбивался из ряда. Загляденье, как на параде!

Рядом мужчина похрапывал, как будто и не покидал родного дивана. Чуть дальше от него маленькая девчушка уже проснулась и отправилась на утренний моцион по вагону. Мама и бабушка, по очереди, держали её за руки, а она старательно вышагивала по полу.

Я почувствовала аромат кофе, верный признак наступившего утра. Солнце уже заглядывало во все окна поезда. Взору открывались необозримые поля. Кубань – житница России. Колосился зреющий хлеб, волны колосьев мирно накатывались одна на другую.

А вот и посадки винограда показались. Будет хлеб, будет вино из винограда – жизнь продолжается! И так на душе стало тепло, а в вагоне – уютно и радостно. На остановке в Тамани встретились наш и идущий в Москву из Симферополя поезда. В нашу сторону из окон противоположного поезда улыбались пассажиры, россияне, граждане одной могучей страны.

Я ехала в Евпаторию (Гёзлёв), чтобы с головой окунуться в историю. В историю города, в историю России. Почему в Евпаторию? Крым нельзя не любить! Он – в наших сердцах, потому что в истории Крыма отразились история нашего многонационального народа, жертвенность его души, взаимоуважение и взаимопонимание между людьми разного вероисповедания.

https://azovsky.ru/goroda-i-poselki-kryma/evpatorija/ Евпатория. Старый город
Евпатория. Старый городhttps://azovsky.ru/goroda-i-poselki-kryma/evpatorija/

***

Малый Иерусалим, Старый город будоражили моё воображение, вызывали непонятные образы, исторические ассоциации. Я была готова встретиться с историей лицо в лицо, понять её и благословить!

Мне повезло. Моим пристанищем в Евпатории стал Степовой переулок, а он входил в границы Старого города. Я ликовала в душе! Ещё бы жить в самом сердце Евпатории и, что называется, на ощупь почувствовать историю.

Не успев приехать, я сразу же отправилась бродить по городу. Меня окружали старые дома, в основном, одноэтажные. Со временем появились двухэтажные здания, а это уже технический прогресс пробивал себе дорогу.

Дома были сложены из камня и имели светло-кремовый цвет, такой неприметный, невзрачный, как будто постройки хотели спрятаться от чужого глаза. И в этом просматривалась историческая преемственность: стены в Средневековье белили.

Высокие, глухие заборы. Оно и понятно, застройка преследовала защитную функцию: уберечь жителей от набегов захватчиков.

Я рассматривала дома, гладила камни, и мне казалось, что история нехотя, с опаской, приоткрывала свои тайны. Улицы Степовая, Училищная, Лётная, Красноармейская кружили вокруг центра и плавно переходили в одноимённые переулки. А ещё были переулки Ломаный, Типографский, Банный. Незаметно и легко было заблудиться в этом уличном чертополохе.

Я шла по одной улице и не догадывалась, на какую потом выходила. А то вдруг оказывалось, что я обнаруживала себя опять на этой же улице. Представляю, каково было налётчикам и завоевателям в прошлом! В этом уникальность и исключительность Евпатории, сумевшей сохранить себя как средневековую восточную крепость.

Яндекс.Карты Евпатория. Степовой переулок
Евпатория. Степовой переулокФото:Яндекс.Карты

Параллельно с размышлениями о хрупкости бытия меня не покидало чувство, что люди здесь вели устроенную и благополучную жизнь как в прошлом, так и в настоящем.

Улицы мостили булыжником, плитками, и они продолжали служить сегодня и в таком виде. Старина выглядывала из каждого угла улочки закрытым двориком, лепным украшением на доме. У того дома сохранились черепичная крыша и труба кирпичная. А к другому дому прилепились сарайчики. Их с улицы не видно, нужно заглянуть вовнутрь. Дальше по улице крепко стоял дом, украшенный барельефом из цветов по наружной стене. Выпуклые цветы чётко и контрастно смотрятся на белёной поверхности. А там – даже крупная ваза с цветами.

***

Я вышла на улицу Биржевая. Название говорило само за себя. На этой улице располагался Доходный дом евпаторийского городского головы Семёна Эзровича Дувана (1870-1957) с видом на Каламитский залив Чёрного моря. Строители дома запечатлели дату постройки: 1908 год.

В квартирах дома селились гости города, доход от найма шёл в городскую казну. Сам же Семён Эзрович проживал в одноэтажном флигеле во дворе.

Дом удивлял своим массивным внешним видом. Трёхэтажный он был похож на крепость, но с элементами современной времени декоративной архитектуры: выступающие прямоугольные колонны, модерновые балконы, барочный декор в виде масок женщин с пышными развевающимися волосами, львиных морд с гривами, мужского лица с усами и бородой. Да, величественная основательность дома как основательность жизни!

И в этом была своя правда! Как мне объяснили, фамилия «Дуван» в переводе с караимского языка обозначает «правитель». Он правил благоустройством города, делая это по совести и разумению с 1906 года. Благодаря Семёну Эзровичу замостили почти все улицы Евпатории. Он построил Центральную электрическую станцию, железную дорогу, Публичную библиотеку, школы, больницы, театр, православную церковь во имя пророка Илии.

http://my-evp.ru Евпатория. Доходный дом Дувана
Евпатория. Доходный дом Дуванаhttp://my-evp.ru

При Дуване пустили по городу трамвай, и он до сих пор двигается по маршруту, предложенному им же в 1914 году. Благодаря стараниям представителя караимов Евпатория (не сомневаюсь, что сказалась его принадлежность к этому народу, о котором пойдёт речь дальше) начала превращаться в «русскую Ниццу». Жизнь в городе стала развиваться с такой скоростью!

Я застыла на месте, не могла отойти от дома. Он меня приковал к себе, словно хотел донести боль владельца. Семён Дуван с семьёй покинул Евпаторию и эмигрировал во Францию после революции 1917 года. А ведь город с благодарностью назвал одну из улиц его именем ещё при жизни головы и не пожалел об этом. Время притушило боль, а светлая память о деяниях этого замечательного человека продолжает жить в последующих поколениях евпаторийцев.

Часть дома представляла собой жилую часть. Смена времён и поколений не помешала течению жизни. Современный формат использования зданий позволил отдать дань уважения и греческому населению побережья Чёрного моря, поселившемуся здесь в незапамятные времена.

В другой части дома находился Туристско-информационный центр «Керкинитида», услугами которого я воспользовалась впоследствии.

http://wikimapia.org Евпатория. Доходный дом Дувана
Евпатория. Доходный дом Дуванаhttp://wikimapia.org

Евпатория помнила тот период, когда здесь располагался греческий город-полис. Керкинитида возникла в VI веке до н.э. Классический город-полис процветал как суверенное государство, способное противостоять врагам. Военное ополчение гарантировало защиту жителям от внешних посягательств. Атлеты принимали участие в Олимпийских играх. В Керкинитиде чеканилась монета, торговля шла бойко и успешно. Но то были античные времена.

***

Напротив исторического дома уносилась в небо знаменитая мечеть Евпатории – Джума хан Джами 1552 года постройки. У меня перехватило дыхание. Шестнадцатый век! История раскрылась полностью и бесповоротно для меня.

Мечеть основал хан Девлет Гирей. Династия Гирей правила с 1428 по 1783 годы. Мечеть была статусной. В «пятничной мечети» восемнадцать крымских ханов давали присягу на верность. Османская империя пришла на полуостров, как ей казалось, навечно. Потому и имела место характерная застройка улиц Старого города Евпатории. Что-то похожее я наблюдала в Бахчисарае, где позднее окончательно обосновался крымский правитель.

Труд османского зодчего вызывает только глубочайшее уважение. Ходжа Синан строил мечеть в течение двенадцати лет. Использовался камень ракушечника, а для несущих стен – известняк. Мечеть представляет собой куб, геометрически строгий и лаконичный. В размерах – Р 30Х30, высота 22 метра, высота минаретов 36 метров. Мечеть имеет четыре входа.

https://www.tripadvisor.ru/ Евпатория. Мечеть Джума хан Джами
Евпатория. Мечеть Джума хан Джамиhttps://www.tripadvisor.ru/

Духовный храм, как и людское население этих мест, претерпел множество испытаний. На долю города выпали годы процветания, когда кипела торговля и текла спокойная жизнь; войны, когда лилась кровь и на глазах людей не просыхали слёзы. Мир праху ушедшим поколениям! Мечеть выстояла, и продолжилась жизнь! Акации и можжевельник укрывают мечеть сегодня от холодных ветров, создавая уют и тишину для мусульман.

***

Недалеко от мечети в городском парке замер в поэтическом озарении Ашик Омер. К своему стыду скажу, что я не знакома с творчеством крымского поэта средневековья. Он жил на стыке двух веков с 1621 по 1707 годы. Как я понимаю, это лицо известное в крымскотатарской литературе, но и не чуждое для мировой поэзии.

Поэт много путешествовал по миру, а в преклонном возрасте вернулся в родной город и обрёл вечный покой. Скульптор изобразил Ашика Омера в национальной одежде, играющим на музыкальном инструменте – саз. На постаменте написаны слова: «Я из Гёзлёва, Омером наречён, В книгу судеб лик мой свято занесён, Я возник из капли, с долей обручён Жить в раю, куда Всевышним поселён».

Слова поэта заставили меня оглянуться назад. Уже за плечами часть жизни. Хорошо ли, плохо ли прожита?! Но главное, что ещё есть время что-то подкорректировать, сделать то, на что всегда не хватало времени.

https://krym-portal.ru/ Евпатория. Памятник поэту Ашик-Омеру
Евпатория. Памятник поэту Ашик-Омеруhttps://krym-portal.ru/

Необходимо познакомиться с наследием Омера и других поэтов средневековья. Мы упускаем многое из неведомого прошлого, из копилки житейской мудрости, из жизненных позиций и установок предшествующих поколений из-за стремительного бега сегодняшнего дня. Нам бы следовало уделять больше времени на размышление, раздумья.

***

Да, прогулка по Старому городу стала для меня познавательным занятием, наполненным философским смыслом. Ещё больше исторических открытий я сделала на территории караимских кенасс. Караимы, немногочисленные по количеству, но значительные по вкладу в развитие городской жизни в Евпатории и удивительные в своём отношении к этой самой жизни, помогли разобраться в перипетиях человеческих судеб.

https://krymania.ru/ Евпатория. Улочка в Старом городе
Евпатория. Улочка в Старом городеhttps://krymania.ru/

Подворье караимских кенасс (Большая кенаса – 1807, Малая – 1815) в Старом городе – это умный дом с внутренним двором, как бы мы сказали на сегодняшнем сленге. Всё здесь продумано и отредактировано на долгой исторической основе. Я вдруг поняла, что во всём разнообразии земном присутствует зерно разума.

И ещё. Куда бы я ни приехала, я видела могучую поступь России, шагающей по миру. Это особая радость! В Мраморном дворике установлен памятник Александру I в ознаменование посещения им кенасы.

Памятник представлял собой мраморную стелу, на вершине которой крепится двуглавый орёл золотого цвета, ниже надписи на русском и караимском языках в овалах, украшенных листьями священного дуба.

У меня самой с детства было необъяснимое чувство трепетного отношения к дубам, возможно, из-за раскидистости ветвей и размеров деревьев. Так вот, поискав информацию о караимах в интернет-пространстве, я обнаружила, что дуб являлся священным деревом у хазар. Это так в качестве лирического отступления.

Надпись на стеле гласила: «Императору Александру I В ознаменование посещения синагоги ноября 1-го 1825 года. От евпаторийских караимов сооружён в 1851 году».

Стела в стиле позднего ампира является оригиналом, а орёл – это уже современная копия. Изначально двуглавый бронзовый орёл с расправленными крыльями держал в когтях яйцо.

Александр I Павлович был одним из самых почитаемых среди караимов монархов. Он внёс существенную поддержку в жизнь малочисленного народа. В его правление было принято решение о выделении земли под строительство кенасс. Отдельным специальным указом караимам даровалась привилегия владения землёй. Владеть землёй значило иметь голос в политической жизни.

https://crimea-hotels.ru/kurort/ Евпатория. Караимская кенаса
Евпатория. Караимская кенасаhttps://crimea-hotels.ru/kurort/

Николай I продолжил традицию оказания протекции караимскому народу. В 1827 году караимы получили освобождение от рекрутской повинности. Сопоставляя эти факты, я вдруг пришла к выводу, что караимы – это своя история России, как у тех же казаков, например. Но караимская история не противоречила российской, а стремилась быть в её русле и даже в авангарде, сохраняя при этом свою уникальную культуру жизни.

 

Окончание следует…

Автор:Ирина БАККЕ
Читайте нас: