Все новости
28 Августа 2023, 15:00

О Чудо-женщине и знаках Вселенной. Покорение Зубчатки Айгира

Фото:Андрей Чукашин

Ещё до поездки на литературный фестиваль «Уфа-Айгир» я посмотрела программу и поняла, что покорять гору мы не будем, но мне очень хотелось. Поэтому изначально была поставлена цель – добраться до вершины. Как, с кем, какими путями и способами – всё это для меня уже не имело значения. Подумала, что с этим разберусь на месте (девиз по жизни, видимо).

Но уже по пути в Горный приют «Айгир» посчастливилось познакомиться с женщиной-заводилой, Ириной Гафаровой, которая всю дорогу воодушевленно рассказывала о своих путешествиях по Башкирии и в конце концов предложила собрать народ для покорения Пика Уфы. «Да, Вселенная меня услышала, даже не надо было ничего выдумывать» – обрадовалась я.

Уже на следующий день наша Чудо-женщина опросила всех туристов и узнала маршрут из приюта. Правда, была единственная проблема: Ирина, женщина, которая любит открывать и пробовать что-то новое (несмотря на свой возраст), однажды уже была на Пике, поэтому она предложила пойти на Зубчатку – Зубы Шурале. Мне оставалось только кивать и соглашаться с каждым словом, потому что заводила нашей компании очень уж внушала доверие.

И вот я прихожу на ужин, Ирина ловит меня и говорит: «Все решено. В три часа ночи мы выходим на Зубчатку. Николай нас подвезёт до тропы, поднимется с нами и привезёт обратно. Рассвет в 5:26. Предварительно подъем займет полтора часа. Мы даже на завтрак успеем. Ты с нами?». Я удивленно улыбнулась, в очередной раз кивнула и подумала: да, эта женщина всемогуща.

С вечера товарищи по фестивалю, которые ночью решили спать, добровольно собрали нам еду. Согласие на подъём дали 10 человек. В три часа вышли из комнат 8.

Я оделась, забежала на кухню, кто-то угощал всех варёными яйцами – мама с детства говорила, что это самый сытный завтрак – поэтому ухватила одно и выбежала из домика, откусывая белок.

У ворот нас встретил Николай, сотрудник МЧС, провел инструктаж и в конце спросил: «У кого из вас лучшая физ. подготовка?» Я подняла руку, а потом подумала, что Ирина Гафарова могла бы со мной посоревноваться. Инструктор выдал мне рацию, налобный фонарик, приказал идти последней и никого позади себя не оставлять.

Пока мы ждали уже полюбившийся родной уазик (на нем мы проделали путь от Инзера до Айгира), я подняла голову наверх и увидела падающую звезду. Желание не загадала, но решила, что это хороший знак. В голове сразу заиграла песня Анны Герман: «Светит незнакомая звезда…», которую я случайно начала напевать вслух. И неожиданно все поддержали – команда мечты.

А дальше темнота. Свет фар. В машине полная тишина. Ветки деревьев стучат по окну. Дико хотелось спать, но предвкушение чего-то запоминающегося прибавляло сил и энергии. И вот мы у подножия. Пока Николай парковался и искал камни, чтобы подложить под колёса, из кустов вышли трое туристов.

Мы дождались горного вождя, он объяснил, как пользоваться рацией, возглавил наше отчаянно-отважное племя, и мы начали подъём в полной темноте.

Мы начали подъём где-то в четвертом часу. По прогнозу рассвет должен был быть в 5:26. Я верила, что мы успеем подняться к этому времени, но мысленно переживала. А вдруг всё-таки нет? Вдруг придется встречать рассвет среди леса? – крутилось в голове, но я старалась концентрироваться на том, что было под ногами, и больше ни о чем не думать.

Фото:Андрей Чукашин

Трое туристов в компании из одной девушки и двоих мужчин шли сразу за мной. Их налобный фонарь освещал дорогу мне, мой – тем, кто шел спереди. Первые минут 15 шли в тишине. Наверное, все пытаются проснуться или уже жалеют, что согласились на эту авантюру – подумала и улыбнулась. Иногда наше молчание прерывал Николай, который шел первым. Из говорящей рации, которая свисала на руке, доносился мужской голос с помехами: «База, приём, как дела?». «Все в порядке, живы» – отвечала я и ощущала себя частью какой-то важной операции.

Через 15 минут мы сделали привал. Николай сказал, что у нас есть три минуты. Мы собрались в кучку, кто-то начал снимать кофты, потому что физнагрузка согревала тело. Туристы решили не останавливаться и идти дальше. Наш главарь банды показал пальцем на зелёную метку на дереве со словами: «Это метка. Если вы её видите, значит, идёте по правильной тропе». Мы дружно угукнули. Потом Николай сказал, что привал окончен. Все выдохнули и пошли дальше.

Теперь мне уже никто не освещал путь. Стало страшно. Не было видно, что находится сзади и сбоку, поэтому сложно было отследить, сколько мы уже прошли. А ещё было страшно отстать, иначе осталась бы я совсем одна, а никто даже не заметил бы.

Иногда я наклоняла голову вниз, чтобы посмотреть, что там под ногами, и видела больших тонких пауков. Я тот самый человек, который боится всякую маленькую живность – страшная, противная, ещё и ползучая, а если совсем не повезет – летающая. Пауки были ОГРОМНЫМИ, и их было так много, что хотелось прыгать на месте, чтобы никто не успел заползти на ноги.

– Смотрите, пауки! – сказала я.

Все обернулись. Никто их не заметил.

Со мной так всегда. Я могу услышать паучьи шаги по обоям в квартире в полной темноте. Это моя суперспособность, которая усложняет жизнь. Поэтому то, что в ту ночь никто не увидел живность, меня совсем не удивило.

Мы делали привалы каждые 15 минут. Силы у многих заканчивались. Где-то через полчаса начало светать. Сзади нас небо напоминало розовую вату или поспевающие помидоры, поэтому все периодически оборачивались, наверное, чтобы напомнить себе, ради чего всё это. Теперь уже были видны деревья и весь пройденный путь.

Иногда я заглядывала в телефон, чтобы посмотреть время и убедиться, что мы успеваем. А ещё не могла перестать фотографировать небо – оно завораживало и притягивало, хотелось просто сесть и залипнуть, но надо было двигаться дальше, всё-таки Николай на меня часть ответственности возложил.)

Фото:Андрей Чукашин

На вершину мы поднялись за час и 15 минут. Туристы, которые нас обогнали, тоже были там – заняли самое удобное и живописное место, попивали бутылочное шампанское. Николай сказал, что у нас есть час, и предупредил, чтобы близко к обрыву не подходили. Мы разбрелись. Пока все доставали еду, чтобы перекусить, я села в нескольких метрах от обрыва. Я видела, как плывут белые сгустки – это был то ли туман, то ли облака – мы потом спорили, но так и не разобрались, что это такое. Вдали небо было уже не розовым, а багровым, но все так же завораживало. Я не знаю, какие есть ещё способы ощутить эту свободу и внутреннюю невесомость, но именно это я ощущаю, когда оказываюсь на вершинах гор. В такие моменты осознаешь, сколько в природе секретной красоты и живого духа. Сколько ещё (не)мелочей можно увидеть, пока тебе почти 20. Слезы медленно скатывались по капельной очереди – им тоже хотелось застать рассвет.

Через полчаса солнце начало прорываться сквозь горизонт. Оно росло с каждой минутой: от маленькой оранжевой точки до большого жёлтого круга. Я никогда не видела, как вырастает солнце. А ведь оно каждый день рождается, растет и умирает. Как человек, только Его жизнь в разы скоротечна. Лучи ласкали кожу, поднимались, обнимали деревья так тепло, будто здоровались с хорошими знакомыми, которых давно не видели. И застать это приветствие оказалось самым большим счастьем.

Фото:Андрей Чукашин

Через час Николай сказал, что нужно спускаться. Уходить не хотелось. Хотелось остаться ещё на несколько часов, поговорить с небом, пока я максимально, насколько возможно, приближена к нему, помахать солнцу, которое прямо напротив, а не сверху, посмотреть на плывущие туманные облачка. Но мы же знаем, что со всем когда-то приходится прощаться, поэтому я мысленно поблагодарила природу за возможность увидеть её секретные чудеса и подошла к Николаю.

Во время спуска я снова вспомнила Анну Герман, Магомаева. Мы дружно пели. Все так же делали привалы, но уже реже. На последнем посчастливилось увидеть белочку – она шустро спускалась с кромки дерева, остановилась, недовольно посмотрела на нас, мол, зачем вы нарушили мой покой, и умчалась вглубь леса. Когда мы оказались уже у легендарного уазика, я повернулась к горе и тихо поблагодарила её.

Фото:Андрей Чукашин

Ближе к 7 утра мы уже были в домике: кто-то пошел купаться в Инзере, я легла спать. После пробуждения казалось, что все произошедшее было волшебным сном (и я бы поверила, если бы не оставшиеся фотографии в телефоне).

Наверное, эта история о том, что маленькие чудеса впечатываются в память настолько сильно, что даже спустя время можно вспомнить и ощутить мурашки на коже. А ещё о том, что жизнь в целом состоит из маленьких чудес, главное – вовремя их замечать.

За фотографии отдельное спасибо Андрею Чукашину.