Причём, на снимке не базар, не бани при Большой мечети (где сейчас музей певца и музыканта Анхеля Барриоса), не что-то другое исламского периода Гранады, а кусочек строения уже христианского времени.
Итак, на снимке макушка церкви Санта-Мария-де-ла-Альгамбра/Iglesia de Santa María de la Alhambra. Храм этот возводился c конца XVI по начало XVII века, и был построен в форме креста. Как это часто бывало в Средние века, строился он на месте другого храма – в данном случае на месте Большой мечети (она, разумеется, не сохранилась, не нужна была испанским католикам, снесли без лишних разговоров/дискуссий, а вот бани, что были при мечети, остались в целости и сохранности и превратились, как я только что написал, в музей).
На мой взгляд, внешне нынешний храм не ахти.
Внутри церкви мы не были. Но, по словам гида, там есть местная реликвия – статуя Святой девы Печалей/Virgen de las Angustias, которую в определённый католический праздник выносят наружу/на свет божий на носилках, изготовленных в виде аркад Львиного дворика Альгамбры.
* * *
Как ни старался, я так и не нашёл, часть какого строения запечатлена на снимке ниже.
Очевидно только, что это где-то там же, в Альгамбре. Не могло же откуда-то с другого места «надуть».
Вырезал кусок с контурами оконных проёмов. Осуществил поиск по Яндекс и Гугл. Навыдавало кучу красивых фотоизображений с пометками типа: «Мгновения любви», «Индия», «ислам». И ни одного снимка из Альгамбры. Но раз ислам, наверняка где-то рядом с дворцом Хенералифе. Терзают меня смутные сомнения, что это какой-то «кусок» самого дворца. Но утверждать не могу.
«Отрезок» или «вырезок» (ну, или «вырезка»), по которому пытался идентифицировать здание. Поисковые системы не помогли – не всесильны, а, значит, в отличие от учения Маркса, не всегда верны.
* * *
…И ещё небольшой штрих к моему рассказу. Когда-то всё это альгамбрское чудо северные (для Испании) супостаты хотели, что называется, пустить на воздух.
Французы, в начале XIX века покорившие или подчинившие себе всю Европу, при уходе из Испании взорвали ряд башен Альгамбры, например, башню Конца Улицы/Torre del Cabo de la Carrera, Водную башню/Torre del Agua, башню Хуана де Арсе/Torre de Juan de Arce, башню Бальтасара де ла Крус/Torre de Baltasar de la Cruz, Семиярусную башню/Torre de los Siete Suelos.
Часть башен была потом восстановлена/реставрирована/воссоздана из «пепла»/руин уже в наше время (например, Семиярусная башня – в 1970-е годы, а башня Бальтасара де ла Крус – только в 2001 году, то бишь через несколько лет после того, как мы с женой в Альгамбре побывали).
Дворцы Насридов, Карла V и Хенералифе французы тоже хотели отправить в небытие, но или не успели, или не смогли.
Дворцы уцелели.
Может, это и легенда, не имеющая подтверждений, но тем не менее… дело было так: какой-то капрал своим телом (как наш Матросов – свежа аллюзия?) бросился на подожжённый шнур, ведущий к одному из чертогов, и погасил его. Чудесное спасение, может, и легенда, но вот уничтожение завоевателями памятников архитектуры – вовсе не слухи и не миф. Можно вспомнить иные сходные сюжеты: например, то, как Наполеон, сбегая из Москвы, приказал маршалу Мортье взорвать Кремль (но и тут вышла осечка).
…Об Испании напишу ещё не раз – сказочная и очень разная страна…
…Возможно, посмотри я всё это альгамбрское великолепие много позже, то есть уже когда было объезжено (или объехано?) и осмотрено пол-Европы (не по-пластунки), то оно и не произвело бы на меня столь сильного впечатления и даже бы не запомнилось. Но это, как я уже написал, была всего лишь наша вторая семейная поездка за пределы отечества. Поэтому Альгамбра до сих пор помнится очень ярко и сочно.
* * *
На своих страничках в соцсетях я размещал краткие посты/повествования о том путешествии по Испании (и конкретно по Гранаде/Альгамбре), которые сейчас во всю мощь и в меру своей памяти развернул в этом тексте.
Под постами даже небольшая переписка в виде комментариев и кратких диалогов завязалась.
Павликовская Анна: Андалусия совсем не похожа на северную часть Испании. Всё-таки большое влияние оказали почти тысячу лет тут пробывшие сирийцы [Анна почему-то назвала мавров сирийцами, возможно, она знает то, чего не знаю я, например, что какие-то племена арабов, пришедшие некогда в Испанию, были родом из Сирии, а может, и просто описа́лась – В.Б.]. Мне очень понравилась, помню, эта поездка. Какие уникальные места!!! И Гранада с Альгамброй, и Кордоба с уникальным Собором-мечетью, и Севилья! И в Малаге музей Пикассо – очень-очень!!! [вот в музее Пикассо мы с женой, кажись, не были – В.Б.]
Я (Анне): Да, Андалусия и, к примеру, Барселона – это точно две большие разницы. О Барселоне когда-нибудь ещё напишу [раз тогда пообещал Анне, то непременно когда-нибудь сделаю это для всех – В.Б.].
Андрей Шаромов: Храни вас Бог, всю вашу семью и мерси за «талантливого пиарщика». Шли годы, я тоже немного путешествовал и стараюсь бывать в Москве на всех выставках. Поэтому к Пикассо добавилась любовь к Леонардо: в Уфицци я был и один, и с супругой, там есть не только его волхвы, но и испытание Иеронима – ох, и сильная вещь! Тинторетто, Караваджо, почти все импрессионисты, Малевич и отдельный мир радости – Зверев. Сейчас идём на его новую экспозицию в #AZmuseum.
Светлана Чурсина: Мечта моя.
Я (Светлане), шучу: Мечта о чём? Снова там побывать? Или купить эту недвижимость?
Света: Побывать, я там не была.
Я, сделав вид, что наконец-то понял, о чём она, отвечаю Свете: Ааа, тогда надо!
Фатима Абазехова: Побываааать!
* * *
…А мы с женой тем временем поели/перекусили.
Где-то там же, в кафешке Гранады. Поблизости от Альгамбры.
А, может, и в самой Альгамбре. Разве что не во дворце Насридов – там туристов не кормят и не поят.
* * *
После сытного обеда/перекуса – на автобус и в Севилью!
Хотя «после сытного обеда по закону Архимеда» полагается поспать (из детских дворовых и «пионер-лагерных» шуток).
Севилья не ждёт! Или, напротив, очень ждёт туристов?
…Жаждет видеть. И мы её жаждем. Спойлер: там красота, как выяснилось, не меньшая, чем в Альгамбре.
* * *
А вот и Севилья. Вантовый мост Аламильо/Puente del Alamillio через реку Гвадалквивир/Guadalquivir.
Но это уже начало совсем другой истории.
…Тут и сказочке конец. Кто прочёл, тот молодец.
…Другую сказку тоже расскажу. Всему своё время – всему свой черёд.