Все новости
26 Августа 2022, 12:55

Дневник арктического сюрреалиста. Часть четвертая

3 августа

Проснулся к обеду. Судно шло на ст. Нагурская. Ребята из «Сафари» собирались высадиться на о. Чамб, чтобы установить памятный крест. Роман договорился лететь с ними и снимать. Из наших полетели Рома, Витя, Володя. Петр Владимирович в последний момент не полетел – повздорил с капитаном. Настя, вопреки запрету на женщин, улетела с разрешения капитана. Я остался на корабле и досыпал.

Проснулся, уже когда ко мне заносили оборудование. После полдника я впервые исполнил написанную ночью песню. Слушали Володя, Петр Боярский и Никита. Реакция была восторженной – очень душевная песня вышла. И музыка сама собой сложилась. Я все сделал за несколько часов – так просились на волю чувства. После ужина я снова исполнил песню, уже для разных составов слушателей. Постоянные – Володя и Петр Владимирович.

К 22 часам мы подошли к бухте Тихая, из которой Георгий Седов выходил к Северному полюсу. На берегу стоит заброшенная полярка 1929 года постройки*. Виден ангар для самолета и гараж, в котором все еще стоит трактор. Мне удалось сфотографировать крест, который ставил Седов.

Рядом с бухтой Тихой находится о. Рубини-Рок, названый в честь итальянского тенора. Остров – птичий базар. Стаи птиц начали кружиться вокруг корабля. Капитан предложил прослушать запись в каюте у начальника рейса. Желающих не нашлось, видимо, традиция.

Позже мы вышли в Британский канал. Время за полночь. Но свет как днем – полярный день продолжается. Основная часть людей улеглась спать. Самыми стойкими оказались Петр Владимирович, Роман, Настя и я. Около 2 часов «ночи» корабль подошел к м. Флоры. С другого борта – о. Белл и м. Гранта. Вышло солнце. Первое солнце на ЗФИ, которое я увидел. Густые облака, горы и ледники в солнечном свете в два часа ночи. Удивительное зрелище. Как на заказ, для самых любознательных Арктика открыла свою красоту и величие. Ощущение непередаваемое. Земли, не заселенные людьми. Чистота первозданная. Бактерий и вирусов здесь нет. Единственный вирус – это человек, который захламляет, пусть даже маленькие, точки-острова, но отходы жизнедеятельности в виде бочек, негодных машин и груд технического метала еще сотни лет будут отравлять эти земли. В проливе совсем не чувствовалось присутствия человека. И, стоя на судне, я погружался в очарование архипелага. Мы шли на Север, на о. Александры.

4 августа

Станция Нагурская

Утром я был разбужен движением в моей каюте. Кто говорил о медведе, который охотился на корабль, кто говорил о льдах, но никто не понимал, зачем судно ходит кругами. Я выглянул в окно: лед и туман. Медведя я увидел издалека, он охотился на нерпу, лежа на льдине. Временами он засовывал нос в воду. И, говорят, кого-то поймал. Хождение кругами не было напрасным. Через несколько часов корабль остановился и началась выгрузка. Еще через несколько часов из бухты вышел лед. Его накололо судно, и течение и ветер унесли мелкие льдины в море.

Опытный капитан разогнал льды для баржи. Недовольными остались только медведи. Мы должны ждать высадки на пограничную станцию. После полдника Володя начал снимать сцену, в которой врач осматривает Наталью. Внешность врача весьма колоритна. Наталья тоже не отставала – ей нарисовали синячки на животе, симптомы лучевой болезни. Снимали до ужина.

Часам к 9 вечера на судно пришел начальник погранзаставы. Проверил личности, на которые делался запрос для высадки. Проинструктировал о поведении, и капитан сказал ждать сигнала. К 22 часам мы собрались на правом борту и спустились на СБ (самоходную баржу) – это был второй мой опыт лазанья по штормтрапу. На этот раз я спустился без трудностей. И в этот момент из-за носа корабля вышел медведь. Туман создавал ощущение нереальности. Море исказило расстояние, и у меня было такое ощущение, что медведь очень близко. Большой, вальяжный, он даже не взглянул на нас. Прошел мимо, в туман. Никто не напрягся. Володя заснял его, идущего перед нами, на камеру, а я не успел вытащить фотоаппарат вовремя и сфотографировал только медвежью попу.

Загрузившись, мы отправились на берег. Капитан указывал курс рукой. Видимость очень слабая. Через некоторое время раздались выстрелы из автомата и появились фары военного грузовика. Нас встречали. Стреляли, чтобы отпугнуть медведя. Он отбежал подальше, но все-таки был еще виден. Их здесь очень много и всех не перестреляешь. Пограничники к ним привыкли и даже сваливают пищевые отходы в определенное место, куда медведи приходят поесть. Мы уселись в комфортабельный фургон на ЗИЛе. Видимо, на таких встречают правительство: отопление, переговорное устройство, очень мягкая подвеска сделали нашу дорогу к заставе приятной.

Наша туристическая экскурсия на самый северный пограничный пункт России началась с храма Николая Чудотворца. Нафотографировавшись вдоволь, наша группа направилась в главный корпус, который строился как отель для высокопоставленных лиц. Круглое здание с зимним садом в центре. Декоративное небо-потолок. Детская площадка, фонтан, аквариум, бильярд, шахматы, диваны – вещи, несопоставимые с суровостью Арктики. Остров цивилизации во льдах ЗФИ.

Словно туристы, все бегали и щелкали камерами. Минут через сорок нас попросили собраться для отправки обратно на корабль. Мы дружно сели в ЗИЛ, и он отвез нас на берег. Прямо на берегу, перед машиной, опять гулял мишка. Видно, его специально не трогали, чтобы показать нам. Отогнав медведя очередью из автомата на безопасное расстояние, нас выпустили из машины. Мы пофоткали мишку, а потом наша группа «туристов» вернулась на корабль.

6 августа

Закончилась выгрузка на ст. Нагурская и к вечеру 6-го корабль взял курс обратно на о. Хейса, а Петр Владимирович взял курс на водочку – отмечали 50-летие его трудовой деятельности. Ночью вышло солнце и стали видны красивые пейзажи. Проходили о. Белл и м. Гранта. В воде много льда. Айсберги. В большинстве небольшие, но встречаются и приличного размера, с корабль. Птицы, моржи, нерпы. В моей каюте из трех иллюминаторов видна панорама по левому борту. Все снимают. Меня выбрали лучшим фото-натуралистом. Фотоаппарат мне дала с собой жена, самый обычный, простой – по сравнению с профессиональной техникой. Иногда выходят потрясающие панорамные снимки. Может быть, я смотрю на природу более открытым взглядом, чем профессионалы?..

В четыре утра мы сделали послание в будущее. Запечатали в бутылку из-под шампанского текст песни «Арктика», уже ставшей хитом на корабле, координаты, время и карту ротации судна «Сомов» за подписью 2-го помощника капитана. Он, кстати, после вахты, около 6-ти утра пришел ко мне. Нас осталось двое и за разговором о жизни морской мы допили остатки спиртного. Лег спать через час – на завтрак и обед не собирался.

7 августа

Пришли обратно к острову Хейса. Должны выгружать жилые модули. В прошлый раз с корабля сошли строители, чтобы подготовить фундамент из бочек. Хоть какая-то польза от этих ржавых останков! Как выяснилось, фундамент еще не готов. Будем ждать. Я проснулся с воспаленным мозгом, но через час все прошло. Все-таки, морской воздух – целебная штука.

В 13-30 Петр объявил о вертолетной высадке на о. Чамп – капитан и офицерский состав решили прогуляться. Взяли нескольких женщин из Гидромета и шесть человек нашей группы. В том числе и меня. Наконец-то увижу землю без разрушенных домов и ржавых бочек. Летели десять минут – это прилично, потому что обычно летим с корабля до станции минуты две. А тут забрались подальше. Корабля не видно. Остров известен своими камнями абсолютно круглой формы. В том месте, где оказались мы, стояли три таких камня. Два в человеческий рост, а один крупный – метра четыре. Все разбежались фотографироваться. Фотографии – одно их главных занятий у экипажа и пассажиров в свободное время. Только и видны вспышки и люди с фотоаппаратами.

Володя с Наташей пошли снимать видео на берег. Я потихоньку, чуть сзади, но не отставая от человека с ружьем, изучал остров. Мелкая крошка камня со скал. Много железных камней, кстати, поржавевших. Видимо, энтропия в Арктике – неизбежность... Ясная погода, чистейший воздух. Удивительно, но кислородного голодания не ощущаю. Это хорошо. Голова соображает. На берегу течет ручей, ледниковый. На горе – ледник. У береговой скалы носятся птицы – это поморы гоняют чаек. Оказывается, они пугают чаек, чайки отрыгивают еду, а поморы на лету ловят ее и едят – рэкет такой своеобразный. В воде у берега много льдин и айсбергов приличных размеров. Умылся в море, вода кристальная, холодная, соленая, освежающая. Смыла остатки хмеля. Встречается много костей, позвонков. Ребята нашли китовые ребра, метрах двухстах от берега. Наверное, медведь оттащил. Петр Владимирович нашел скелет лапы и череп нерпы. Я набрал камней. В том числе и круглых, но мелких – несколько кусков этого металлического камня, и кварц. Привезу домой и буду раздавать как сувениры.

Поднялся к леднику. Наконец-то походил по льду. В августе – снег и лед... Интересное ощущение. Погода отличная, достаточно ровная, не жарко и не холодно. Но, учитывая, что одеты мы в зимние штаны и куртки, наверное, все-таки прохладно. Хотя без шапки голова не мерзнет. Дышит. Грудь вбирает этот чудесный чистый воздух.

Нагулявшись, мы вернулись на корабль. После ужина было собрание. Начальник рейса сделал замечание девушкам – ведут себя безответственно. Эльнара маячила в отдалении одна. Наташа ходила с молодым человеком из журнала «Сафари». Хоть молодец и вооружен, но без опыта защиты от белого медведя.

_________

* Полярная станция в бухте Тихой – полярная станция на о. Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. Действовала с 1929 по 1960 годы. В 2015 г. комплекс строений полярной станции Бухта Тихая признан выявленным объектом культурного наследия Российской Федерации. В данный момент Арктический музейно-выставочный центр работает над восстановлением инфраструктуры базы, для создания там туристического объекта и музейного комплекса.