28 июля
После выхода на о. Вайгач прошло пять дней. За это время я стал свидетелем празднования Дня Военно-Морского Флота. На земле это кажется чем-то далеким, но корабль в этот день начинает жить по-другому. Утро прошло спокойно, обед тоже, а после полдника началось.
Около 17-30 ко мне в лабостудию заявились полковник ядерных войск Валерий Николаевич Шумилкин и боцман. В руках у Шумилкина была скромная бутылочка из-под «Бон-аквы», наполненная странной жидкостью. Эта жидкость являла собой смесь спирта, воды и «Ломоносовского» бальзама, который делают в Архангельске. Боцман сказал: «Сегодня шило с «Ломоносовским», а завтра голова раскалывается». Первая рюмка пошла нормально. Спирт дело такое, это не водка сивушная, почище будет. Выпили на четверых всего 0,6 литра. Причем Шумилкин отказался пить на половине, а боцман ушел и того раньше. Я понял, что беспричинно и крепко пьян. Спас ужин. Разошлись. Но я, миновав все напасти со стороны нашего коллектива, уединился у себя в лаборатории. Не спал ночь, день, и только к утру следующего дня я стал понимать, что состояние критическое, надо отдохнуть. За это время я дописал композицию.
На следующий день мы отошли от о. Вайгач и к утру пришли к Новой Земле. Сквозь туман пробивалось солнце, которое осветило две вышки. Часть экспедиции – кто не спал – собрались на палубе и щелкали, щелкали. Красота неописуемая.
Насмотревшись на берег Новой Земли, которая, кстати, считается продолжением Уральских гор, все разбрелись по каютам. Я продолжил работу над музыкой.
ЗФИ*
1 августа
После двухдневного перехода, который оказался совсем коротким, так как ожидали задержки рейса на неопределенное время из-за ледовой обстановки, утром, после трехчасового сна, меня разбудил Роман: «Марат! Льды!!!» Я соскочил со своей койки и выглянул в иллюминатор. Это случилось. Я увидел арктические льды. Правда, не совсем такие, как ожидал, потому что лето. Море и проплывающие осколки льда, такие красивые и безобразные, что меня охватили противоположные чувства. Я оделся в свой арктический костюм – на груди блестела эмблема МАКЭ, и выбежал на палубу с фотоаппаратом.
Малого того, что льды на горизонте, в тумане проглядывали острова. Это колоколообразные горы с ровным, как плато, верхом. И вот эти «слоновьи ноги наоборот» выглядывали из воды и были покрыты льдами. Купола ледников, растительность, принесенная с пометом птиц и низкие густые облака создавали впечатление первозданности, необъяснимой загадочности и суровости этих мест. Мест, где первые исследователи оставались на долгие зимовки, хоронили своих друзей и погибали сами. Теперь стало понятно, что влекло их сюда: эта первозданность и абсолютная независимость от людских потуг и стараний на протяжении многих тысячелетий. Здесь зарождается чистая пресная вода. Именно здесь она оседает в виде льда, очищается и поднимается обратно в небо, это низкое густое небо, без солнца много месяцев в году, но именно отсюда начинаются облака. Пока мы заходили в архипелаг, наполз туман и пошел снег, видимость ухудшилась. Заметно похолодало. Мы ждали высадку на о. Хейса.
Земля Франца-Иосифа (о. Хейса)
После обеда мы высадились на полярной станции. С утра первым рейсом вертолета высадили новую смену, в том числе и нового начальника станции. На расспросы Кулагиной за обедом о том, зачем вы едете в Арктику, он ответил: «Представляете, готовишь себе еду, а тебе за это еще и деньги платят». Вот такой мотив в основном у людей, работающих в этих суровых условиях. Заработок. На станции они уже вовсю разгружали продукты, блоки и материалы для постройки новых домиков.
Вышли на землю. Странное ощущение после корабля. Покачивает по инерции, временами даже «штормит»… Пока Роман с Витей готовили камеры к съемке, мы бродили по округе. Ушли недалеко, так как здесь уже медведи – обычное дело. Очень опасно. Вокруг озера с пресной водой привычные угрюмые заброшенные домики. Когда-то здесь была крупная международная полярная станция, сейчас остатки былой роскоши.
Володя предложил начать съемку фильма. Роман и я выслеживаем преступника поодиночке, и в итоге встречаемся, выпрыгивая из-за угла. Сняли сначала Рому. Потом снимался я. Это были мои первые съемки в движении. Оглядываясь по сторонам, с пистолетом в руках, я крался среди заброшенных домов. В итоге мы встретились и разыграли диалог. Сходу, без шпаргалок. Закончили съемку перед сигналом к отправке на корабль. И, оперативно собравшись, полетели «домой» – так как судно уже стало домом. Успели к ужину. На полярке остались Роман, Витя и Никита. Вечером собрались у меня в лаборатории и посмотрели, что мы там наснимали. Володя даже музыку написал к этой сцене. Просто, но со вкусом… режиссера.
2 августа
Земля Франца-Иосифа (о. Хейса)
День второй
Утром, позавтракав после непродолжительного сна, наша команда собралась у меня, и мы ждали высадки. Случилась она только после обеда. Я успел поспать еще и был в боевой готовности. Собирались доснять сцену фильма. Сели в вертолет и полетели, на борту был капитан «Сомова». Когда стали садиться, в кабине началась какая-то суета. Мы резко взлетели вверх. Я подумал, что везем капитана в другую точку. Но сквозь шум винта я услышал слово «медведь». Все прильнули к иллюминаторам. Мы с Володей по очереди снимали пейзажи. Я высунул голову в открытый иллюминатор и осмотрелся. Ничего не было видно. Только бочки.
Через несколько секунд взору предстала такая картина: бежит человек с ружьем, ему навстречу бегут две девушки, которые инспектируют здесь станции. Мужчина останавливается и стреляет. Девушки забегают за него и оборачиваются. На лицах обеих – ужас. Вертолет, снижаясь, летит дальше к берегу. Медведя я не видел, так как он был прямо под нами – вертолетом его отгоняли от людей. Потом мы поднялись и прошли по кругу. Я увидел плывущего в море белого медведя. Плыл быстро и был уже далеко… Мы сделали еще круг и пошли на снижение. Приземлились.
События я восстанавливал из рассказов очевидцев. История стала вырисовываться более четко. Оказывается, медведь подошел сначала к станции, начальник выпустил в него ракету. Мишка испугался и побежал по берегу дальше, как раз туда, где были девочки и Роман. В то же время Карякин, геолог со стажем работы в Арктике, сообразил, что мишка пошел дальше к людям, сел в машину и поехал к ним. Расстояние метров триста. Как раз в этот момент появился вертолет. Начальник рейса Дрикер помахал пилотам, показал руками, что на берегу медведь. Вертолет взмыл вверх. На берегу Роман помогал делать замеры, в руках у него была двухметровая линейка.
Шумилкин, увидев сигнальный выстрел и подлетающий вертолет, решил, что их зовут, чтобы забрать на корабль и пошел уточнять. Из-за насыпи выбежал испугавшийся ракеты медведь. Увидел людей. Заинтересовался. Видимо, пока Шумилкин шел к площадке, мимо него пронеслась машина. Из нее выбежал Карякин с ружьем и устремился к берегу. Девушки, увидев медведя, сначала достали фотоаппараты. Медведь двинулся к людям. Первым стоял Роман с линейкой, за ним девушки. Оружия ни у кого не было. Девчонки в панике бросились бежать. Роман выставил линейку, словно пику. В этот момент подбежал геолог, выстрелил. Подлетел вертолет, и тогда медведь тоже бросился наутек. Вертолет перелетел медведя, и зверь двинулся обратно к людям. Карякин выстрелил еще раз, и мишка, видимо, поняв, что ружье страшнее, чем «большая птица», кинулся в море и поплыл. Опасность миновала.
Мы выгрузились, с крайней осторожностью нашли наших. Никита и Настя были в библиотеке, ничего не видели и не слышали. Отбирали книги, набрали две коробки. Объясню. На о. Хейса стоит большая международная станция. Заброшенная. Имеется библиотека. Заброшенная. И каждый более-менее образованный человек идет в эту библиотеку и берет пару книг с печатью этой станции. На память. Это реально ценные вещи. Настя же набрала штук 50, наверное... Я взял с полки книгу Петра Рокуэлл Кента «Курс N by Е»… Позже отдал лично в руки Боярскому.
Все вместе мы осмотрели заброшенную кают-компанию. Я поиграл на фортепьяно тему фильма. На расстроенном инструменте она звучала своеобразно. Потом нашли Романа. Он закидывал водочку после пережитого. Сказал, что страха не испытал. Только понял, что против медведя мало что можно сделать. Если уж попрет, то доберется до цели. Нож нужен размером с саблю, чтобы пройти сквозь мех, кожу и слой жира. А из ружья надо точно бить по уязвимым местам. Работает только контрнаступление. Либо ты его напугаешь, либо он тебя съест. Такой была первая встреча с медведем.
Позже вечером у меня в студии-лаборатории были жаркие дискуссии, и история начала обрастать новыми, сомнительными фактами. Но очевидно было одно. Роман не побежал – встал в боевую стойку, угрожая медведю. Карякин просчитал вероятность и мастерски сработал. Шумилкин был расстроен, хоть и старался не подавать виду. Все остальные тоже были под большим впечатлением. И я понял, что сложилась цепочка удачных случайностей. Если бы выпало хоть одно звено, исход мог быть печальным.
Как они живут, эти полярники, в полярную ночь, когда медведи ходят там постоянно… Страшно – холодок не только по коже, а под кожу, до костей. Витя, оказывается, был на крыше здания недалеко от места событий и снял все на камеру. Мишка оказался немаленьким. Взрослый, на самом деле смертельно опасен.
А я ночью написал песню. Так меня пробрало. Даже рыдал. И радовался. И страдал. Родилась песня «АРКТИКА». Идею припева утвердила Кулагина.
Я растворюсь во льдах, во снах, в моих видениях,
Увижу образ, ты станешь мне сиренью в снеге.
Хочу упасть к стопам, рукам, твоим отраженьям,
Я стану тем, кто ходит ночью по следам,
Я буду тенью.
Забуду дом, траву, родные петли,
Пойду искать тебе иные земли.
Растают льды, пройду путем. Мое забвение
Откройся мне, впусти,
Я стану тенью.
Арктика
Арктика
Арктика
Наша Арктика
Арктика
Арктика
Арктика
Моя Арктика
Приду к тебе полярным летом,
Согрею небо твое солнечным светом.
А ночью длинной, я буду звездочкой в небе.
Иду к тебе, водой,
Я буду снегом.
Арктика
Арктика
Арктика
Наша Арктика
Арктика
Арктика
Арктика
Тебя зовут Арктика?
Укроет нежно, густое, низкое небо.
Прими меня.
Я стану льдом твоим,
Снегом.
Укажешь путь домой,
Подаришь мне прощенье.
Уйду водой я, льдом твоим
И снегом.
Вот такая песня вышла.
____
* ЗФИ – Земля Франца-Иосифа.
Продолжение следует…