Участникам СВО из Башкирии спишут просроченные кредиты
Все новости
ВОЯЖ
23 Августа 2022, 17:00

Дневник арктического сюрреалиста. Часть первая

Вдохновение, навеянное красотой, глубокие душевные переживания и философские размышления, все это ярко передано автором в своем дневнике. Книга моего выдающегося земляка Марата Файзуллина подкупает искренностью неравнодушного человека.

Вступительное слово

«Эх, человек, человек… Чего тебе дома не сидится?

Зачем по Земле идешь, человек?»

Из к/ф «Земля Санникова»

 

А по свету мы ходим, чтобы оставить СЛЕДЫ... Только не все в этой жизни могут оставлять такие следы, которые будут указывать путь другим. Каждый человек рано или поздно задумывается об этом. Кто-то только в старости, а кто – будучи совсем молодым. Автор этой книги относится к тем редко встречающимся людям, которые думают не только себе. Он – романтик, придающий свое мироощущение через звуки – музыку, которую он пишет.

В 2009 году двадцатисемилетний композитор Марат Файзуллин отправляется в Арктику в составе комплексной экспедиции на НЭС «Михаил Сомов», чтобы своими глазами увидеть совсем другой, непривычный мир. И написать музыку. Рожденную туманом, ветром и холодом, скалами, накрытыми ледяными колоколами, ревущими от полноты чувств белыми медведями, и, конечно, северным сиянием…

Что привлекло меня в этой книге? Почему я сейчас говорю о ней? Ведь написал ее человек, не претендующий на лавры всемирно известного беллетриста; «Дневник арктического сюрреалиста» – почти документальные материалы. Но именно эти факты, изложенные четко и ясно, день за днем, без утайки и прикрас, представляют, по моему разумению, истинный интерес. Автор пишет об обычной, рутинной стороне жизни Арктики и о людях в ней, о северной природе, с которыми большинство из нас знакомо только понаслышке.

Благодаря «Дневнику…» мы узнаем, каково это – идти по ледяной крошке в плотном тумане в высоких широтах вслед за ледоколом «50 лет Победы» и получить потом из рук самого капитана удостоверение полярника. Как чтят память погибших исследователей Севера, ставят памятные знаки знаменитым людям – таким, как мореплаватель Колчак и писатель Конецкий. Как, чуть не плача от радости, полярники встречают людей с большой земли, чем угощают гостей. Узнаем о святилище ненцев на мысе Болванский Нос, этакой местной Мекке, от которой осталась только тренога с тремя птичьими яйцами под ней, и о лежбище моржей, похожих, по мнению автора, на больших опарышей.

Подмечая малейшие детали и методично фиксируя их, автор позволяет читателю погрузиться в будни корабля, доставляющего жизненно важные грузы на труднодоступные полярные станции и погранзаставы. Он с восторгом пишет про труд вертолетчиков, без которых не было бы высадок на мелкие острова, рассказывает о работе ученых – членов экспедиции. И, конечно, живописно рисует сам творческий процесс, ведь именно для этого автор и отправился в Заполярье в составе творческой группы – режиссера Владимира Пасечника, писателя Натальи Кулагиной, журналиста Романа Чудинова …

Вместе с ними композитор – при самоотверженном участии начальника экспедиции Петра Боярского и членов экипажа корабля во главе с капитаном – снимает на «живой» натуре, без декораций, спецэффектов и компьютерной графики, приключенческий фильм «Меня зовут Арктика». Марат играет одну из главных ролей и пишет музыку к фильму. Также он создает музыкальный альбом «Пейзажи Арктики», пишет песню «Арктика» и балет по калмыкскому эпосу, насыщая мелодии звучанием таких народных инструментов, как кубыз и курай…

Свою песню композитор исполняет в качестве подарка на оригинальном мероприятии – праздновании Международного арктического женского дня, она звучит в фильме.

За два с половиной месяца автор увидел российские территории от Архангельска до моря Лаптевых, заходил в порты на материке, посещал полярные станции на островах Новой Земли, архипелагов Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и Новосибирских островах. Что бросилось в глаза, отозвалось болью в сердце тонко чувствующего художника? Следы, оставленные человеком. Тонны мусора, захламившего арктические берега. Ржавые бочки, брошенная техника, разрушившиеся строения заброшенных полярных станций. Это было в 2009-м.

А в 2010 году началась кампания по очистке Арктики. На борту того самого «Михаила Сомова» был доставлен в Заполярье завод по переработке отходов. Вновь засверкали белизной полярные снега.

Присутствие человека, конечно, не осталось без последствий для законных обитателей Арктики – в первую очередь, белых медведей. Все меньше льда, сковавшего моря и океан у арктических берегов, все больше медведей на материке. Они не боятся людей, приходят на полярные станции – «полярки», заглядывают в окна в надежде чем-нибудь поживиться. Оказывается, они отлично маскируются на местности, до последнего момента и не подозреваешь об их присутствии. Что делать, если тобой заинтересовался белый медведь, стопроцентный хищник, рассматривающий человека исключительно как добычу? Автор отразил эти моменты жизни, в местах, где медведей больше, чем людей.

Редки на Севере ясные дни, ждут не дождутся солнца обитатели Арктики. Как трудна и длинна полярная ночь, и как прекрасен полярный день! И ничего, что сбит режим, ничего, что приходится спать урывками. Неописуемое по красоте зрелище предстает пред глазами прибывших сюда – переливы синих и зеленых льдов в лучах полночного солнца. И, как награда за стойкость – северное сияние, когда заканчивается полярный день, а корабль после двух месяцев трудного похода вновь берет курс на ЗФИ.

Вдохновение, навеянное красотой, глубокие душевные переживания и философские размышления, все это ярко передано автором в своем дневнике.

Книга моего выдающегося земляка Марата Файзуллина подкупает искренностью неравнодушного человека.

Всей душой верю, что чтение не оставит безучастными и вас.

Милена Летницкая

 

Отплытие

15 июля 2009 года

03 часа 25 минут

Первая полярная творческая экспедиция Московского института исследования природы и культурного наследия Арктики отчаливает от порта «Бакарица» г. Архангельска на исследовательском судне «Михаил Сомов»*. Начальник экспедиции – Боярский Петр Владимирович. На корабле оживление. Из кают доносится музыка, все отмечают отплытие. Мои проблемы с документами решил начальник погранзаставы. Вся наша бригада, расположившись в разных частях судна, снимает отплытие четырьмя камерами во всевозможных ракурсах. Корабль отшвартовывают два буксира.

 

16 июля

08-00. Завтрак. Похмелье – наотмечался… После завтрака досыпал.

13-30. Обед. После обеда начались учения. Сигналы тревоги: общесудовая – 7 коротких, один длинный. Все собираются в столовой. Капитан и его помощники знакомят нас с правилами безопасности на судне. Пилот объясняет, как и когда подходить и садиться в вертолет. Затем объявляют шлюпочную тревогу. Весь состав переместился на шлюпочную палубу. Два бота вместимостью по 60 человек в каждом. Залезли, посидели, вышли. Места там очень мало, впритык.

Некоторые всё еще отмечали отплытие. После учений я настроил свое оборудование, установил все программы и сделал первую музыкальную зарисовку. К ночи сильно похолодало, причем похолодание становилось заметнее с каждым часом. У меня установили два обогревателя, и в моей музыкальной лаборатории стало тепло. В три ночи отмечали пересечение Полярного круга. Выпили три бутылки коньяка. Петр** вручил нашей группе памятные подарки в виде сувенирных якорей с компасом.

 

17 июля

Проснулся от качки. Как выяснилось позже – 4 балла. Двери в каюте исполняли квартет, поочередно то открываясь, то закрываясь. Штормило прилично, некоторых укачало. У меня же только голова кругом пошла, совсем немного, никаких других физических ощущений не было. Шли по Белому морю. К вечеру пришли к месту первой выгрузки, море успокоилось. Так как навигация для вертолетов не работает после шести вечера, выгрузку перенесли на утро. С левой стороны море, с правой земля.

Район Мурманска. Потеплело. Познакомился со вторым помощником капитана. Есть у него какие-то «конторские» повадки и словечки, все как будто на что-то «пробивает». Начал писать композицию под впечатлением прошедшего шторма. Хоть и небольшой штормик, а кажется мощным и жутким. Корабль, как щепочка на волнах.

 

18 июля

Идем на метеостанцию Белый Нос. Наша команда занимается выяснением отношений и художественных позиций.

 

19 июля

Пришли на Белый Нос, начали разгрузку. Спустили на воду баржу – с ее помощью перемещают контейнеры с носа на корму. На корме – вертолетная площадка, с нее вертолет увозит груз на станцию. Стоим. Полярный день начинает мне нравиться. Солнце вообще не заходит, даже сумерек нет – только день. Но есть некое подобие рассвета, когда солнце очень желтое и освещает облака золотистым светом. Это происходит в районе 2-х часов ночи. Режим сбит. Просыпаюсь на завтрак, ем, ложусь спать до обеда. После обеда ко мне начинают заходить люди. Завтра должна быть высадка на о. Вайгач.

 

20 июля

Завтрак. Сказали, что высаживаться будем вечером или в ночь, как только разгрузят первую партию доставленного продовольствия, топлива и оборудования, поэтому спал весь день. Ребята взяли еду на 14 человек и НЗ на три дня, получился рюкзак весом 40 кг.

Днем прошли технику безопасности. Нам объяснили, как лазать по штормтрапу, как вести себя при встрече с белым медведем. Поразил тот факт, что медведь, как тигр, выдает себя в последний момент. Ты его не видишь, а он на тебя охотится. Если уж совсем рядом, то лучше не бежать. Возможно, просто обнюхает и уйдет, а может и живот разорвать, пообедать теплым «супчиком» – он так нерпу ест. Еще бывает, что на берегу лежит прекрасная льдинка, такая вся милая и округлая, подходят сфотографировать или потрогать. А это – мишка. В общем, все серьезно. Нужно постоянно оглядываться и по одному не ходить.

_____

* Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Михаил Сомов» – дизель-электроход, может быть использован в ледовом плавании при толщине сплошного льда до 70 см. Корабль назван в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908–1973).

** Боярский Петр Владимирович.

 

Об авторе:

Марат Файзуллин родился в 1982 году в городе Уфе. Лауреат международных музыкальных и кинематографических конкурсов. Член Союза кинематографистов России, член правления Союза кинематографистов Башкирии, член Молодежного отделения Союза композиторов России, член Экспертного Совета Евразийской творческой гильдии, член Совета по международному культурному сотрудничеству Ассамблеи народов Евразии, член Русского географического общества, лауреат премии им. А.Т. Небольсина. Обладатель Серебряной медали Первых Российских молодежных Дельфийских игр, Приза за лучшую музыку международного кинофестиваля им. Саввы Морозова за фильм "Атлантида Русского Севера", Приза зрительских симпатий кинофестиваля ECG Film Festival (Лондон, Англия) за музыкальный клип "Уфа". Владелец лейблов и интернет-издательств AERA records, AFARIN records, руководитель Cinemusic Studio.

Автор музыки к более 150 художественных, документальных, телевизионных и анимационных фильмов.

Продолжение следует…

Автор:Марат ФАЙЗУЛЛИН (ТАТУРАС), фото автора
Читайте нас: