Начинаясь от поверхности небольшого озера в западной части пола Атышской пещеры, вертикальной замшелой стеной уходит он в поднебесье. Непрестанно пополняется озеро водой, поступающей снизу по трещинам-понорам, а затем низвергается с четырехметрового уступа, образуя у подошвы скалы новое, так называемое воклюзное, озеро. А ведь было время, когда водопад был совсем иным, более мощным и высоким. Воды его падали вниз иначе, используя не только этот – основной – путь, но и другие. Один из потоков устремлялся на восток – туда, где сейчас находится основной вход в Атышскую пещеру. Здесь он низвергался с высоты 8–10 метров. Именно он, веками направляя свои струи по восточной части расщелины в горе, превратил ее в полость пещеры.
Но вернемся к основной, действующей части водопада. Что же происходило здесь тысячелетия назад?
Прикиньте «на глазок» высоту северо-западной части Атышской пещеры – левой, если смотреть на него со стороны озера. Не правда ли, не слишком она на пещеру похожа? А все потому, что вместо привычного потолка, присущего этому виду карстовой полости, здесь – пустота. Но не удивляйтесь, несколько тысячелетий тому назад потолок существовал.
В свое время, будучи еще молодым географом, я рассказывал о своих исследованиях Атыша маститым ученым Башгосуниверситета. Куда исчез потолок пещеры? Почему сама пещера разделена надвое уступом, и как он образовался? Что ждет водопад в дальнейшем? По каким причинам происходит заболачивание поймы реки Лемеза, прилегающей к горе Яш-кузташ? Уверен ли я в том, что кроме Атышской и Сифонной пещеры существуют и ряд других, своим происхождением обязанных водам ручьев, образующих водопад? На эти вопросы были найдены ответы. Однако поиск их занял немало лет…
В трех с половиной километрах к северо-востоку от водопада Атыш находится еще один водопад – подземный (!) водопад Атыш-Сумган. Исследованием его в 30-х занимался геолог, профессор А. Олли, а в настоящее время его мониторинг ведет спелеолог-геоморфолог Ю. Соколов.
Как уже говорилось, образуется этот подземный водопад водами слившихся ручьев Атыш и Агуй, исчезающих в провале (так называемом поноре), тектонической трещине в горе Яш-кузташ. Эта трещина, наполненная водой, уходит вниз к подошвенной части горы, а весной переполняется талыми водами, которые несут в себе частицы песка, гальки, мелкие камушки – так называемый твердый сток. Вся эта смесь, словно водяное абразивное сверло, начинает вращаться в трещине, углубляя ее. Попутно она разрушает «дно» и стенки, превращая трещину в карстовый канал, уходящий наклонно к подножью горы.
В это время, когда столб воды наиболее велик и, следовательно, тяжел, он давит не только вниз, но и на боковые стенки. Вода под огромным давлением начинает искать себе новые выходы, используя встреченные боковые трещины различного происхождения. Они со временем стали расширяться, превращаясь в полости пещер. Длится это действо тысячелетиями. Именно так и произошло формирование большинства полостей пещер, расположенных в известняковом массиве горы Яш-кузташ.
Эту версию, выдвинутую мной в 1969 году, со временем подтвердили независимо друг от друга ряд уфимских спелеологов, изучавших этот карстовый район и нашедших здесь ряд пещер.
Я долгих пять лет искал ответ на вопрос – почему на полу, ниже ступени в северной части стены Атышской пещеры, находится углубление, похожее на водобойный котел? Какое-то чутье заставило меня забраться на невысокую скальную стенку, расположенную над этим углублением, покрытую остриями кальцитовых отложений. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что за ней кроется неширокий ход, который буквально через пару метров уходит в северном направлении, вглубь горы! Пол пещеры был покрыт водой, доходящей почти до колен. Сам ход был невысоким – около полутора метров, а шириной едва ли в метр. Но на потолке пещеры луч фонаря высветил небольшой купол, и рядом – нишу, расположенную в западной части пещеры. В этом месте высота пещеры позволила встать во весь рост. Осторожно осветив гладкий пол пещеры, лишенный каких-либо осадков, я высветил там два темных пятна овальной формы – это были сифоны. Именно по ним сюда, снизу вверх, из подземного озера-накопителя устремляются весною талые воды. Когда была измерена глубина сифонов, то оказалось, что она достигает шести метров. Сама же пещера понижала свой свод с юга на север, образуя низкое, заполненное водой расширение, уходящее вглубь горы. Теперь стало ясно, как образовался в полу Атышской пещеры водобойный котел и какое участие в его формировании имеет найденная пещера. Эту пещеру я назвал Сифонной.
Теперь познакомимся поближе с красавцем-озером, дающим в любую жару живительную прохладу. Это озеро-воклюз, то есть озеро, представляющее собой родник с большим расходом (дебитом) воды. Таких озер в Башкортостане немало. Самым величественным и крупным воклюзом в мире (!) является Красный Ключ, расположенный в Нуримановском районе РБ. Имеются воклюзы и на реке Белой – Голубое озеро при входе в пещеру Шульган-Таш и Безымянный воклюз, найденный мною вблизи Липового острова, затопленного Юмагузинским водохранилищем.
Такое же озеро обнаружил я и в правобережном склоне реки Нугуш в районе устья реки Куперля. Эта небольшая речка в своем среднем течении образует карстовый мост и одноименный водопад Куперля, которые являются геоморфологическими памятниками природы Башкортостана. Есть и Киндерлинский воклюз – на реке Зилим у пещеры Победа. Из карстового озера-воклюза берет свое начало и река Сарва, протекающая в Нуримановском районе республики.
Происхождение и жизнь Атышского озера-воклюза не просто необычны – они не имеют аналогов. Начало озеру положили потоки воды из подземного озера-накопителя, пробившиеся через твердь скальной перемычки, как снизу – со дна озера, так и с его южной стороны. Озеро-накопитель постоянно питается поступающей водой водяного столба, созданного водами слившихся ручьев Атыш и Агуй.
Летом, когда уменьшается давление столба воды в подземном озере, уменьшается и ее поступление непосредственно в Атышскую пещеру по выводящим трещинам-сифонам. Весной из-за увеличения напора водяного столба многократно увеличивается расход воды, вытекающей как из озера-воклюза, так и той, что поступает в него непосредственно через струи водопада. Но, как оказалось, вода формирует и другие выводящие каналы – свидетельством тому многочисленные родники, бьющие вдоль всего подножья горы Яш-кузташ, заиленные полости, расположенные вдоль правого берега Атыша.
Исходя из разрушительной силы воды, непрерывной длительности различных по форме эрозионных процессов, можно с уверенностью предположить, что через сотни лет водопад будет функционировать лишь весной. А затем он, увы, исчезнет – сам себя «съест» четырехметровый уступ, с которого вода падает сегодня.
…Вот и закрыта одна из страниц, повествующая о подземной жизни водопада. Но есть и другие, связанные с историческим прошлым его карстовой системы – обитанием в пещере Заповедная пещерных медведей и древних людей. И той, увы, бесславной страницей его истории, которая связана с нашей повседневной жизнью – влиянием человека на это чудо природы. Человек, оставайся Человеком!