Мы написали несколько писем именитым спонсорам, но «ввиду финансового кризиса в стране» получили отказ. Обратившись в госорганы, натолкнулись на пресловутый ФЗ-44 о госзакупках. Поэтому поездка клуба на фестиваль была под угрозой. Дело, которому мы посвятили несколько лет и к которому так стремились, рушилось. Много трудностей пришлось пройти. Сначала отозвали лицензию у банка, где находился расчетный счет клуба. Затем, когда писали письма о финансовой помощи, наткнулись на полное непонимание, услышали в свой адрес, что едем мы «на сабантуй в палатках отдыхать во Францию, петь и плясать на спонсорские деньги под французское вино»…
Бессонные ночи. Поиски средств, вымотанные нервы… Из-за финансовых трудностей из пяти приглашенных из Башкортостана в дорогу отправились двое – я и мой товарищ Нур Кашфетдинов. На свои деньги. В Уфе с пожеланием счастливого пути остались наши одноклубники и соратники из Уфимского пехотного полка. За них мне было вдвойне обидно. Люди, посвятившие этому более 20 лет, стоявшие у истоков реконструкции в России, мечтавшие увидеть Париж и пройти под барабанную дробь по земле Франции, остались дома, не найдя финансирования и понимания.
Много было проблем и у нас, мы же конница! Аренда коней составляла 350-500 евро в сутки. А представлять башкирскую конницу в пешем строю было не совсем удобно. Тем более что башкир знают именно как иррегулярную кавалерию.
Мы с Нуром решили вскладчину взять хотя бы одного коня на двоих. При подготовке к поездке мы переписывались с нашими одноклубниками, проживающими в Германии и Польше. К нашей радости, Азат Кужин в последний момент смог договориться с французской стороной о предоставлении башкирам трех коней бесплатно! В этом сказывается и ежедневная кропотливая работа клуба «Любизар», приятно, что нас знают и ценят за рубежом и хотят видеть башкир на этих мероприятиях. Окрыленные таким известием, мы отправились в путь.
Дорога была длинной, пересадка в Праге с долгим ожиданием в аэропорту. Затем приземление в огромном аэропорту Шарль де Голль. А дальше мы натолкнулись еще на одну проблему. Во Франции несколько Монтмиралей и все находятся в разных областях. Прямой электрички из аэропорта нет. По-французски мы не говорим. Груз тяжелый, откуда и как ехать – неизвестно. И тут около справочной нам повстречалась пожилая женщина по имени Лидия, наша соотечественница, живущая много лет в Париже. Она провожала своих друзей и вызвалась нам помочь. Помощь ее была неоценима. Она проводила нас на метро через весь Париж на вокзал, помогла с приобретением билетов. Посадила нас в вагон, прокомпостировала наши билеты и пожелала нам счастливого пути. Приятно было осознавать, что в тысячах километрах от дома есть люди, которые готовы так запросто помочь.
Через два часа мы добрались до нашей станции, вышли на вокзальную площадь, и пока искали автобусную остановку, немногочисленные такси разъехались. На площади осталась только одна девушка с большим чемоданом. Мы спросили у нее, как нам добраться до Монтмираля, но она оказалось не местной. Тогда мы зашли на вокзал и узнали в справочной, что автобусы здесь не ходят. Куда теперь идти – неизвестно. На наше счастье, за девушкой приехал молодой человек, который любезно согласился нас довезти до Монтмираля. А узнав, что мы реконструкторы из России, довез нас до самого лагеря.
Надо сказать, что лагерь был огромным – больше 1000 пехоты, около 30 орудий и больше 100 кавалерии. Наш бивуак мы быстро нашли по башкирскому флагу. Ирек Баишев с Насуром Юрушбаевым на своей машине из Лейпцига привезли палатки и кухню. Вместе с ними также приехал Азат Кужин, который своим ходом добрался до них из Польши. К нашему приезду ужин был готов. Палатки установлены. Мы поужинали и легли спать далеко за полночь.
В семь утра нас разбудил трубач. Началась лагерная жизнь. Ровно в 9.00 привезли коней, мы их выгрузили с коневозки, почистили, накормили, напоили. Мне достался конь вороной масти, а Нуру с Азатом – белые красавцы. Вооружившись и оседлав коней, мы выехали на маневры. Поле баталии являлось историческим местом, где 200 лет назад и проходила битва. Организаторы фестиваля арендовали поле у местного фермера. Здесь росла рожь. Фермеру был оплачен весь урожай, который бы он смог получить осенью. Нужно отметить, что битва здесь происходила 11 февраля 1814 года. Но из-за финансовых трудностей фестиваль был перенесен на конец мая. К тому же решили объединить несколько реконструкций: это основная Наполеоновская война 1814 года, 100-летие Первой мировой войны и 70-летие Второй мировой войны (Второй фронт).
По полю уже передвигались коробки пехоты и скакали колонны всадников, блестя на солнце своими кирасами. На поле мы выехали с казаками, которых реконструировали французы. Командиром у нас был гусар Роберт Дионне, приехавший из Канады. Все команды отдавались на английском. Мы потренировались в езде в колонне по двое, в шеренге, в расхождении и схождении, езде строем, атака строем рысью, атака строем-галопом. В обед вернулись в бивуак, расседлали коней. Приготовили обед, а затем снова оседлали коней и опять тренировки. И так до самого вечера.