Для поэтов серебряного века таким местом на земле был «остров Крым», где в Коктебеле в доме литератора и художника Максимилиана Волошина подолгу жили и отдыхали выдающиеся русские поэты, и, конечно, Марина Цветаева.
По Дмитрию Лихачеву воспитание души заключается в живом общении людей между собой. Причем, как замечает академик, это общение должно быть не обязательно с людьми, разделяющими ваше мировоззрение, ваш взгляд на культуру, литературу, поэзию. Люди все разные и надо научиться понимать другого человека, не похожего на тебя, не разделяющего твою точку зрения. Разность человеческая и есть сама прелесть жизни.
Но с другой стороны для поэта очень важно, когда его слушает ценитель поэтического глагола, когда его поддерживают, одобряют, вдохновляют. Тогда раскрываются души и летят навстречу друг другу. Тогда возникает роскошь человеческого общения. Именно это и случилось на втором фестивале поэзии в Айгире. Вдруг сама собой сложилась неповторимая атмосфера раскованности, радости, приязни друг друга. И во многом это случилось благодаря искреннему вниманию хозяйки горного приюта «Айгир» Татьяне Шабановой. Под ласковым солнцем ее внимания и одобрения приехавшие поэты вдруг раскрылись словно цветы после дождя и заблагоухали каждый своим неповторимым ароматом.
Поэтов на этот раз было немного, но зато каждый – самоцвет, каждый тот, для кого поэзия не просто версификация ради каких-то простых земных целей, а сама судьба, само предназначение жизни. И поэтому концентрация истинной высокой поэзии просто зашкаливала.
Во второй раз почетным гостем фестиваля, как и в прошлом году, стал Александр Радашкевич, наш земляк, уфимец, ныне живущий в Париже. Александр Павлович, по своим взглядам монархист, практически всю свою жизнь провел в эмиграции. Снчала в Америке, которую невзлюбил и даже заболел от тоски, проживая там. Потом были годы жизни в Чехии и теперь поэт крепко и надолго обосновался в Париже. Радашкевич работал пресс-секретарем Великого князя, много общался с сильными мира сего и в России и за границей, сотрудничал в Париже с журналом «Русское слово», дружил и общался с Ириной Одоевцевой.
Это человек высокой культуры. Дыхание его поэзии чистое, светлое, надмирной. Форма стиха верлибр. Для уфимских поэтов само общение и слушание стихов Александра Павловича – несомненно великолепная школа, позволяющая расширить горизонты своего взгляда на мир и дающая возможность перекличке культур.
Айдар Хусаинов – организатор фестиваля известен своим парадоксальным мышлением, умением ввести любого собеседника в когнитивный диссонанс, новатор в поэзии, идущий непроторенными путями, создающий свои собственные миры и вселенные. Он ворвался в в пространство уфимской поэзии через алтайскую тайгу, где работал лесничим после окончания сельхозинститута в Уфе (ныне аграрного университета). Но почувствовав свое истинное призвание в искусстве слова, Айдар Гайдарович поступил в Литературный институт в Москве и, окончив его, вернулся на родину В Башкирию. Жизнь его сложна и трудна, поскольку многие его оригинальные взгляды кажутся окружающим порой слишком радикальными и необычными. Но часто время показывает, что поэт был прав.
Алексей Кривошеев родом из села Абдуллино. Папа его был офицером КГБ и жизнь уфимского мальчика поначалу складывалась вполне благополучно. Но это-то впоследствии и стало той драмой и трагедией его жизни, которая породила в нем поэта. Отрицание социальной фальши и лжи порой доводило до невозможности жить, до отрицания самой жизни. Метания между Ленинградом (затем Питером), тяжкая утрата семьи и любви земной, за которую поэт корит себя и до сих пор все это стало тканью и плотью его поэзии – очень мужской, густой, насыщенной, плотной, добирающейся до самого корня русского слова и именно русского философского понимания жизни. Когда Алексей взмывает к вершинам своей поэзии – слушать его великая радость. И я счастлива, что на фестивале нам выпал жребий читать стихи в одной связке. Хотя, конечно, куда мне до него!
Владислав Троицкий имеет роскошное образование. Он окончил факультет почвоведения в МГУ. Вернувшись в Уфу работал дворником на улице Коммунистической. Помню, когда-то мне с трудом удалось вытащить его с улицы и втянуть в круг уфимской журналистики и поэзии. Как написал в аннотации к его книжечке стихов «Осколки» Айдар Хусаинов «Владислав Троицкий – искренний, трогательный, беспощадный поэт». Я бы добавила еще и «дерзкий» и «страстный». Ибо без вызова, дерзости и страсти что значит поэзия? К тому же в стихах Славы всегда присутствует огромный пласт культурных аллюзий, знаний, да и просто начитанности. Яркое выступление Владислава Троицкого, приехавшего в Айгир из Белорецка, украсило наш фестиваль. Жаль, что сейчас поэт живет в небольшом городке (из-за квартирного вопроса) практически в полной изоляции от литературного процесса без живого общение с братьями и сестрами по разуму.
Лола Грей, (таков псевдоним Татьяны Набиевой), приехавшая на фестиваль из села Верхнеяркеево, где она проживает с мужем по имени Фикус, демонстрировала некий другой пласт поэзии. В ее стихах – дыхание природы, звуки деревни, простые запахи клевера, свежеиспеченного хлеба, теплого молока. В такой простой непритязательной поэзии есть своя прелесть. Подобные тексты легко перенести на музыку и исполнить под гитару у костра. Но, увы, жанр бардовской песни оказался неприемлем для главного организатора фестиваля и он буквально запретил пение у костра, что, конечно, выглядело не очень-то толерантно и культурно. Я объясняю это несовпадением частот, в данном случае – низких с высокими.
Но, слава Богу, Лола не обиделась и даже любезно выслала мне свои замечательные профессиональные снимки.
Фестиваль в Айгире был замечателен не только чтением стихов, но и нашими бесконечными дискуссиями о месте поэзии в современном мире, нашими разговорами о литературе.
Там же состоялась презентация нового сборника стихотворений «Сложносочиненное», изданного по итогам конкурса газеты «Истоки» «Десять стихотворений месяца» за 20017 год при поддержке Восточного экономико-гуманитарного университета в Уфе.
Об этом сборнике – подробней в следующем номере, так же как и о роскошной природе, в которую мы были погружены четыре дня, и о прекрасных легендах, которые нам рассказала Татьяна Шабанова.