Все новости
ВОЯЖ
29 Марта 2018, 13:22

В поисках российской Атлантиды –2

Светлана ГАФУРОВА В номере 12 нашей газеты я рассказала о впечатлениях, которые оставила экскурсия с группой ufapoehali по городу Сим. Из Сима мы направились в Миньяр, маленький городок, который находится всего в нескольких десятках километрах от Сима. (До революции эти города находились на территории Уфимской губернии).

Дорога шла вдоль массива заброшенных садовых участков. Покосившиеся домики, пустые глазницы окон… Печально… А станция Симская, около которой мы не преминули сфотографироваться, сохранилась в том первозданном виде, как она выглядит и на фотографии Прокудина-Горского, первого официального российского фотографа, сделанной более ста лет назад. Ощущение, будто на машине времени мы переместились в начало прошлого века. А далее чудеса посыпались как из рождественского мешка Деда Мороза. Потрясающей красоты каменный Никольский мост, построенный по проекту женщины, имя которой неизвестно, поскольку она была репрессирована. Затем – часовенка рядом с Никольским родником, где мы набрали в свои бутылочки воды с примесью серебра. На въезде в Миньяр увидели еще одно чудо – бело-голубой храм, сверкающий золотыми куполами под ярким мартовским солнцем. Изумительное по своей красоте зрелище. Чуть позже узнали от местного краеведа, прелестной женщины Веры Сычевой, что церковь, воздвигнутая в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, была построена по проекту знаменитого московского архитектора Матвея Казакова. Того самого Казакова, который перестроил центр Москвы во время правления Екатерины 2-й. Во времена борьбы с религией при советской власти церковь чудом уцелела. Председатель местного Совета Яков Заикин, узнав, что храм обложен динамитом и вот-вот будет взорван, бежал через весь город, чтобы отменить приказ о взрыве. Церковь осталась цела, а Заикина даже не расстреляли за ослушание, потому что служил он на самом крейсере «Аврора» и имел непререкаемый авторитет старого большевика.
Нам разрешили забраться на звонницу, где местный звонарь продемонстрировал свое искусство. Стоя на тридцатиградусном морозе в одной рубахе он исполнил колокольную кантату, где соло вел огромный мощный колокол, от звучания которого все просто оглохли. Нам всем тоже разрешили поупражняться. И это был незабываемый момент. Звон колоколов несся над снежной равниной, над миньярским заводом, плыл к железной дороге и, ударяясь в гряду уральских гор, окольцевавшую городок, постепенно затихал.
Во время Пугачевского восстания Миньярский завод сожгли конники Салавата. Башкиры, местные жители, были недовольны тем, что их земли по дешевки скупали русские купцы Мясников и Твердышев. Они вырубали окрестные леса для строительства завода. А рабочих привозили из Центральной России. Местное население не могло работать на заводе, поскольку труд этот был очень тяжелым и достаточно квалифицированным. Вера Сычева рассказала нам, что за смену, стоя у плавильной печи, рабочие выпивали до десяти-двадцати литров воды. А из высушенной вечером рабочей одежды их жены выколачивали до килограмма соли.
После пожара завод отстроили каменный. Но окончательно он закрылся недавно, в начале нулевых. И Миньяр начал умирать. Как рассказала нам хранительница местного краеведческого музея Вера Сычева, в прошлом году смертность в Миньяре в три раза превысила рождаемость. А население сократилось почти на три тысячи человек. Из-за отсутствия перспектив в поисках работы молодые люди вынуждены уезжать из погибающего моногородка.
Экспозиция краеведческого музея в Миньяре оказалась просто потрясающей. Уникальная коллекция самоваров и одежды из русского домотканого льна и китайского шелка. Мы увидели там совсем необычный экспонат – лапти, сплетенные из лыка для… лошадей. Их надевали на лошадиные копыта в марте-апреле, чтобы защитить животное от порезов весеннего острого льда. Такого мы не видели еще нигде!
Но самые сенсационные сведения все же были связаны с местными памятниками природы. Это и пульсирующий родник, объявленный памятником природы, и река Сим внезапно исчезающая под скалой недалеко от Миньяра и пробивающая себе путь под землей на протяжении полукилометра. И, наконец, это сенсационные рисунки, найденные учеными в Игнатьевской пещере совсем недавно, где-то в середине 90-х годов. Среди них так называемый «летящий человек» и мамонт, осыпаемый градом стрел. Возраст рисунков – около четырнадцати тысячи лет. Всего найдено 40 групп различных рисунков, что поставило Игнатьевскую пещеру в один ряд с другими, самыми знаменитыми пещерами мира. Рисунки, как нам объяснили, в Игнатьевской пещере уникальны и больше нигде в мире не встречаются. Понятно, почему пещера сегодня закрыта для туристов.
Вокруг Миньяра есть и много других живописных памятников природы. Например, Красные скалы, на фоне которых мы сфотографировались напоследок. Так что чудеса света совсем рядом. Стоит только не полениться и оторваться от своего драгоценного дивана, чтобы своими глазами их увидеть! Увидеть и восхититься!
Читайте нас: