За суровой зимой пришла весна. Однажды отец Банат пришел домой после партийного собрания и сообщил домашним, что его обязали стать колхозным пчеловодом и поднять работу пасеки оттого, что он держит дома свою пасеку и хорошо знает уход за пчелами. Пока у колхоза имеются свободные деньги, велели ему поехать в Нуримановский район и там купить несколько новых пчелиных семей вместе с необходимым для пчеловодства оборудованием.
Мать пригорюнилась: «Тут дома всего 6–7 пчелиных семей, и то из-за постоянной занятости не успеваешь смотреть за ними, постоянно этим заняты дочери, а как ты думаешь справляться с целой пасекой? И скотине еще летом надо заготавливать сено. Теперь уж точно закончится спокойная жизнь для членов семьи! Зря только ты дал свое согласие на пчеловода».
Через несколько дней после этого отец поехал с дядей Яхъей Яубасаровым в тот незнакомый район за пчелами. Спустя два дня отец привез полный кузов грузовика пчелиных ульев. Банат очень обрадовалась, когда эти маленькие деревянные домики сняли с машины и рядами в два этажа поставили на землю. В нижнем ряду оказались ульи с пчелиными семьями, а верхние ряды были без пчел. Банат долго ходила около ульев, пахнущих хвоей. Она даже открыла крышку одного улья и долго изучала, что там есть: насчитала 12 деревянных рамок с вощиной, прикрепленной к поперечно натянутой проволоке в три ряда. Она оторвала кусочек вощины, засунула в свой рот, поняв, что пахнет воском, стала жевать ее. Отец, заметив, что дочь жует во рту, сказал, что это вощина, она искусственно делается из натурального воска на специальном аппарате, чтобы пчелы не тратили свои силы на образование сот и легко могли нарастить их и начинали приносить нектар для меда.
Скоро отец с несколькими колхозниками оборудовали пасеку за огородом родителей, там же соорудили и омшаник-землянку для зимовки пчел, вырыв землю как для погреба и укрепив стены колышками, чтобы не было обрушения земли. Потом построили деревянную крышу из дубовых жердей, щели между ними женщины намазали глиняным раствором, в крыше поставили трубу для поступления воздуха в омшаник, затем общими силами накидали на крышу землю. Установили широкую дверь в омшаник, чтобы спокойно можно было протаскивать ульи, устроили два ряда нар.
С потеплением на улице пчелы стали дружно роиться, и у Банат появилась еще одна обязанность: она должна с 10 часов утра почти до самого вечера караулить пчелиные ульи, чтобы рой, отделившийся от основной семьи, не улетал с пасеки и у отца была возможность увеличить количество пчелиных семей молодыми пчелами.
Когда из ульев начинало выходить много пчел и кружиться вокруг улья, она бегом бежала к отцу, чтобы предупредить его о роении пчел. Отец, забрав свой ящик с пчеловодными инструментами, бегом прибегал на пасеку, давал в руки дочери медный колокольчик, чтобы она звонила им рядом с ульем и таким образом обманывала пчел, заглушала звук сигнального жужжания пчелиной матки на отделение от семьи, чтобы рой привился к какому-нибудь дереву. При этом обычно пчелы, хаотично кружившиеся в воздухе, садились на забор или на толстую ветку ивы, росшей рядом с пасекой. Отец Банат приносил туда ведро с водой и ивовым веником брызгал на севший рой. Бешено летавший до этого рой, почуяв на себе брызги воды, успокаивался, видимо, думал, что пошел дождь.
Отец подносил к рою лубяной роевник и начинал картонным ковшиком снимать с забора кучи пчел, те притихали в роевнике, где лежал кусочек сотового меда, специально положенный туда, чтобы пчел привлечь запахом, чтобы они повелись на обман и не вылетали из роевника. Наконец, весь рой пчел вот уже собран и находится в роевнике, и отец тряпкой закрывает роевник, уносит его в холодный омшаник и ставит его высоко на нары. Дня через два, уже вечером, он высаживает молодой рой в новый улей, образуется таким образом новая пчелиная семья. Такое повторяется несколько раз ежедневно.
Охранять пчел от роения сильно надоедает девочке, нельзя даже сбегать к речке и окунуться хотя бы в воду, все время надо быть рядом с ульями. Ладно, хоть рядом с пасекой растут ивы и можно посидеть в тенечке и почитать книгу, при этом, конечно, постоянно держать в поле зрения все ульи.
В начале августа отец решил откачать мед, чтобы сдать колхозу сладкую продукцию, заготовленную им. На пасеку пришли члены колхозной комиссии в составе Ильяс-агая, Алламурат-агая и Ахиды-апай. Вначале они вместе с отцом и матерью Банат отбирали медовые рамки из ульев, заносили их в омшаник, ставили в пустые корпуса, а когда были отобраны медовые рамки с половины пасеки, начали откачку меда.
В омшанике, поближе к двери, поставили на кирпичи четырехрамочную медогонку. Мама Банат и Ахида-апай быстро вскипятили самовар, отлили оттуда воды в алюминиевый чайник и, время от времени окуная кривые пчелиные ножи в горячую воду, начали снимать с рамок так называемую печать-покрытие восковое с сот. А Банат должна была находиться рядом с самоваром, носить воду из речки, ковшом добавлять ее в самовар и постоянно кидать в трубу самовара заранее гашенный уголь или щепки, чтобы в самоваре постоянно поддерживался огонь и кипела вода для женщин, занятых срезанием печати или забруса с медовых рамок.
Ильяс-агай крутил медогонку с медовыми рамами, а отец девочки и Алламурат-агай продолжали отбирать медовые рамки из ульев. Когда нижний отдел медогонки наполняется медом и нижняя подставка для рамок начинает задевать мед, Ильяс-агай приглашает мужчин в омшаник, и двое из них поднимают медогонку и ставят ее на широкие деревянные табуреты, третий ставит под краник медогонки большое ведро и открывает кран. Из медогонки льется тугой поток светлого меда.
Когда наполняется ведро, мед выливают в тут же стоящую алюминиевую флягу. Потом этот процесс откачки повторяется еще два раза, вот, наконец, фляга наполняется медом. Мужчины закрывают крышку фляги и ставят ее на весы, взвешивают, вес фляги с продукцией записывается на деревянной бирочке, ставятся на ней подписи членов комиссии, и бирку привязывают к крышке фляги. Теперь флягу никто не имеет право открывать, пока не сдадут ее в колхозный амбар, и медом нужно наполнять уже другие фляги. Работа продолжается с утра почти до ночи. Откачка меда занимает где-то неделю.
Банат иногда удается отойти от своего поста, и она подходит к медогонке и начинает смотреть, как идет процесс откачки. Вот Ильяс-агай ставит в специальные клетки медогонки подготовленные мамой и Ахидой-апай четыре рамки с медом, начинает медленно крутить ручку медогонки, потом меняет рамы противоположной стороной и тоже вначале крутит медленно, потом добавляет скорость. На стенке медогонки появляются капельки меда, прозрачные вначале, а потом, когда скорость вращения барабана медогонки увеличивается, на стенках ее появляется какая-то белесоватая пена, с уменьшением оборотов барабана, эта пена начинает стекать со стенок на дно медогонки, сильно пахнет медом. Когда Ильяс-агай останавливает кручение барабана, Банат тихонечко подносит указательный палец к стенке с медом и соскребает им оттуда мед, она с удовольствием сосет свой палец и лезет в медогонку за следующей порцией меда. Вкусно, сладко очень, какое-то терпкое послевкусие остается во рту и горле девочки.
Наконец, все медовые рамки прокручены, мед откачан. Членам комиссии мама девочки отдает как гостинец забрус, потом и соседям относит такое же угощение.
Вечером, перед встречей табуна, когда пчелы успокаиваются в своих ульях, вся соседская детвора тоже получает угощение: каждому ребенку мама Банат подает на широком листе лопуха забрус, и те с удовольствием едят сладкое лакомство. Вся улица вечером пьет чай с медом. Пьют вечером, когда спят пчелы, чтобы они не жалили людей.
Продолжение следует…