Изготовление циновки
В следующие вечера отец занимался изготовлением из мочала циновок для колхозных лошадей. Видимо, предвидя такую работу, еще весной, когда началось сокодвижение в липах, отец срубил деревья липы, ровненькие стволы которых привез на телеге, снял с них кору-лыко, в самую толстую засунул ту, которая потоньше, потом – еще тоньше. Все эти лыки он подвез как можно близко к речке, потом вошел в воду, где течение речки медленное, держа в руке длинный дубовый столбик и большой молот, несколькими ударами молота вогнал столбик в дно реки ближе к дальнему берегу, второй столбик – ближе к другому берегу. Так поступил еще с двумя столбиками, только пониже по течению.
Затем стал опускать в воду заранее заготовленное длинное корье-лыко поперек течения между верхними и нижними столбиками, чтобы течением не унесло их. Когда вся кора оказалась в воде, толстой веревкой прихватил ее и привязал к столбикам, да еще придавил их огромными камнями, чтобы те намокали в воде до конца лета и получилось мочало. Весь этот процесс называется «мочка мочала».
В один из жарких дней августа отец Банат из столбиков и перекладин соорудил сушилку для мочала, затем влез в речку и стал вытаскивать из воды намокшие корки липы, радуясь тому, что лубяные волокна хорошо впитали в себя воду, почти до самой твердой части. Значит, своего мочала выйдет в этом году много. Потом он отодрал все нутро склизкого, испачканного илом лыка, положил лубяные волокна под лучи жаркого солнца на просушку, потом уже отделил мочало на светленькие полоски и повесил их сушиться на ветру и солнце.
Когда пучки мочала полностью высохли, отец снял их с перекладины, сделал из них снопоподобные мотки, прихватил каждый посередине тонкой веревкой, положил готовые мочала на жердины в клети на хранение для того, чтобы зимними вечерами вить из них веревки, арканы, изготавливать попоны-циновки. Остатки мочальных обрезков велел собрать дочерям и сделать из них мочалки для кухни и бани.
Освоение нового участка под картошку
Весной отец с матерью вспомнили, что их участок под картошку за рекой во время паводка постоянно затопляет речка Ергаиш. Поэтому почти до середины июня надо ждать, пока земля подсохнет для посадки картофеля. Они в этом году решили выкорчевать толстые ивы за речкой Ярсыу и там образовать участок под картошку.
В середине мая, когда Банат только что пришла из школы домой, во дворе их дома появились два трактора «НАТИ», и трактористы Шарифкул, Егетбай, Яхъя и Абдрахман-агаи переправились на своих махинах на другой берег Ярсыу и стали валить и выдергивать с корнями огромные ивы-осокори, корчевать ровный участок, освобождая его от чернотала, вербы и черемухи. Потом они вспахали освободившийся участок.
Никогда не знавшая, что такое плуг, целина распорота огромными плугами, вывороченный чернозем жирно блестит под лучами солнца. Банат радуется их новому участку: этой осенью не придется родителям и старшим сестрам на себе таскать в мешках картошку из-за реки по шаткому мостику из тонких бревнышек, перекинутых с одного берега Ергаиша на другой; а можно будет сразу убрать урожай в новый погреб, вырытый отцом на возвышенном месте, на бережке Ярсыу.
В то же время девочке жалко видеть лежащие с краю участка выдернутые из земли осокори и ивы, чьи бело-коричнево-бежевые толстые корни все еще дрожат, наверное, от страха из-за насильственного действия страшно шумных и сильных тракторов. Корни напоминают девочке огромные пальцы сказочных злых дивов-Шурале, она еще и боится подойти к ним, как бы эти щупальца-пальцы Шурале не поймали ее и не стали бы щекотать ее, а она страх как боится щекотки, потому что от беспрестанного смеха, говорила мама, можно и умереть… Через несколько дней на новом участке взрослые, пока Банат была в школе, посадили картошку.
Строительство бани
Выкорчеванные осокори и ивы почти все лето до самого начала августа сохли под горячими лучами солнца. Пока они так сохли, отец Банат и Булат-агай привезли из Верхнего леса бревна липы и дуба и сделали из них небольшой сруб для бани, потом привезли несколько телег плоских камней с горы Буреказган.
Затем отец почти на самом берегу, где Ярсыу впадает в Ергаиш, вырыл канавки под фундамент будущей бани, потом мать и отец вдвоем уложили камни в канавы, залив их раствором глины с соломой. Фундамент подняли они чуть выше поверхности земли, потом настелили на него какой-то рубероид. Скоро на фундамент перенесли и поставили сруб, между рядами венцов ровным слоем кладя мох.
На следующий день отец вывел все семейство свое, вручив каждой дочери поперечную пилу или топор, на картофельный участок, где лежали и сохли толстые ивы и осокори. Сам же взял дубовые клинья и кувалду. На деревьях отец сделал топором какие-то ему только известные зарубки-метки, потом велел поперечными пилами начать пилить, где были сделаны метки. Работу начали с самой тонкой части дерева, то есть бывшей верхушки.
Чем дальше продвигались пильщицы к комелю дерева, тем больше не стало хватать длины пилы, она застревала в теле осокоря. Тогда отец велел остановиться, не пилить дальше, а сам на комеле деревьев сделал топором отметки-выемки, потом огромной кувалдой вбил в них дубовые клинья. Под ударами кувалды дубовые клинья вгрызались в тело осокорей и ив, и вот, наконец, они как бы сами собой стали делиться на две половинки, обнажив беленькое нутро древесины с красновато-бурой сердцевиной. Под руководством отца дочери распилили эти половинки тоже на трехметровые куски.
Потом отец на толстом конце каждого куска сделал топором отметину-выем, повторил деление дерева на неширокие полосы – будущие доски для пола и потолка бани. Эти деревяшки он перетащил к верстаку и с помощью топора и рубанка стесал неровности, сняв с них стружки. Из таких плашек получились доски разной толщины. Отец и Булат-агай, отобрав самые толстые доски, поставили в срубе дубовые лаги и на них настелили пол из этих досок. Потом, поднявшись на сруб, постелили потолок. Когда можно было ходить на потолке, они установили стропила, настелили на них из более тонких досок обрешетку, накрыли ее рубероидом в два слоя.
Подозвав мать девочек и дочерей, отец велел замазать глиной щели в потолке, а сам вырубил дырку для печной трубы в потолке и крыше тоже. Глина на потолке сохла где-то дня два, потом общими силами для сохранения тепла и пара подняли ведрами землю на потолок и разровняли ее.
Крыша наконец-то готова. Взрослые начали работу по отделке внутренности бани: во-первых, в шахматном порядке прибили к стенкам дранку, потом вся женская половина дома обмазала стены раствором глины и соломы, потом разровняла их жидким раствором глины и конского навоза, чтобы стены были ровненькими и на них хорошо легла известковая побелка. Также поступили и с наружными стенами, пока отец рубил в срубе окно и дверь, устанавливал косяки, вешал дверь, делал раму для окна.
Потом уже из старых кирпичей и плоских камней, оставшихся от фундамента, мать соорудила банную печку, в каменку положила вначале привезенные с берегов Ишапая крупные голыши-кругляши, потом поменьше размером. Установила котел для горячей воды и емкость для холодной воды. Приделала к печке дымоходную трубу, которую вывела через дырку в потолке и крыше бани на улицу, доведя ее выше конька бани и установив небольшую металлическую крышку из дна старого ведра, чтобы в трубу не попадали дождевая вода и снег, еще чтобы тяга у печки была отличная. В это время отец устанавливал в бане полок и скамейки, вешалку для одежды, к стенам прибивал гвозди и неширокие полочки для всяких нужд.
Наконец, баня построена: все чисто, аккуратно, любо-дорого смотреть. В тот же день решили затопить баню, устроить первую помывку. Девочки нанесли дров в баню, мать разожгла огонь в печи, потом гурьбой натаскали воды. Как хорошо, что баня расположена на берегу речки, мосток есть, и можно быстро и легко набрать много воды для мытья! А кому-то, если станет в бане слишком жарко, можно будет и окунуться в речке.
Когда вода нагрелась и прогорели дрова, на первый пар пошли в баню отец и мать, прихватив с собой длинные полосатые домотканые полотенца, белье и душистое мыло, засунув за пазуху свежий березовый веник.
После них помылись Булат-агай с Минъямал-апай, а потом уже дочери по своему ранжиру. Банат пришлось мыться с Файзой-апай. Баню хвалили все, говорили, что баня получилась отменной. Не зря трудились все, пока строили баню.
Продолжение следует…