Вокруг разлилась осенняя тишина. Ещё совсем недавно деревья утопали в золоте и пурпуре, а сегодня в конце октября голый покой накрыл собою село Красный Ключ. Я нахожусь в творческой поездке в Нуримановском районе Башкирии.
От былого яркого карнавала в природе не осталось и следа. Листва опала, разлетелась во все стороны, устлав дорожки. Ступая по осеннему ковру, мысленно прощаюсь с прекрасной порой, временем плодотворным на литературные открытия.
Зима не за горами, она здесь близко, вернее, у горы Лысая. До прихода зимнего времени природа как будто замирает на непродолжительный срок, чтобы собраться с мыслями и подготовиться к длительному забвению. Будут главенствовать снег и холод. В стужу лучше всего завернуться в снежное пушистое одеяло и задремать в ожидании сладких сновидений.
А пока веселятся синички, путаясь под ногами и норовя привлечь к себе всё твоё внимание, затевая этакую бестолковую канитель. Смешные и беспокойные, они вызывают радость и умиление, что скрашивает томительное ожидание зимы.
Её ждут не только люди. Здесь, у Красного Ключа, «живёт» гора Лысая. Она не очень высокая, около 500 метров над уровнем моря, и не такая величественная, как, скажем, Иремель – бриллиант в короне гор Южного Урала. И не такая мистическая, как инзерские Зубчатки, но всё равно приятная сердцу, ведь своя, родная.
Я смотрю на неё, бедолагу. Она стоит потерянная, и мне тоже становится грустно. Кругом её окружают хвойные леса, растущие по склонам. Конечно, хвоя потемнела, уж нет того солнечного блеска, уж не гудит зелёный массив. Осень отступила, уступила свои права матушке зиме.
Горы молчат, они суровы и неприступны. Только одна полоска земли ведёт наверх, к вершине. На этой полоске, длиной в 950 метров (информация из интернета), отсутствует растительность: нет деревьев и кустарников. Мне жаль гору, почему-то кто-то лишил гору пряди волос, и она осталась таковою навечно. За что, за какие провинности?! Нам не дано узнать. Однако гора продолжает стоять и служить людям.
А я неожиданно для себя представила Крымские горы. Горы, которые любил замечательный поэт и художник Максимилиан Волошин, а также потухший вулкан Кара-Даг, на которые я поднималась с замиранием сердца. Зачарованная и обалдевшая от открывающихся взору великолепных видов Чёрного моря и склонов, я не могла рассуждать ни о чём. Я просто вдыхала чудесный воздух и впитывала в себя всю красоту природы. Человек не в силах придумать подобное, не в состоянии сотворить нечто похожее. История Крымских гор таинственна и загадочна. Ещё и сегодня человек пытается разгадать многие тайны, но лишь склоняет голову в глубоком почтении перед Вечностью.
Горы Южного Урала порой называют «Седым Уралом». Они – из самых древних на земле, поэтому старше, например, Кавказских или Алтайских гор. По мере смены столетий в народе складывались легенды и сказания, от которых веет архаикой, былинной стариной. С Крымскими горами Урал сравнивают по художественной красоте, экспрессии и колориту.
К сожалению, Уральские горы мною мало изучены. Это моё упущение, справедливый упрёк в мой адрес. Вернувшись домой из поездки в Красный Ключ, я заглянула в справочник – путеводитель по Башкортостану – и обнаружила занимательные и любопытные факты в отношении Уральских гор.
«Выразительный конусообразный массив горы Дунансунган, что в переводе с башкирского означает «жеребца зарезали», расположен в Белорецком районе, в междуречье Большого и Малого Инзеров. Высота – 1093 метра. Гора интересна своим вулканическим происхождением, является вулканогенным памятником природы. Она находится на территории Южно-Уральского заповедника». Да, есть у нас и своя вулканическая гора.
Гора Лысая мирно соседствует с рекой Уфимка, которая является второй по величине рекой Башкортостана. Уфа сохраняет и второе имя – Караидель, что в переводе с башкирского означает «чёрная река». Почему чёрная? Всё просто. Большая глубина с прозрачной водой создаёт картину тёмного русла реки.
Уфимка отличается крутыми берегами, которые покрыты густыми смешанными лесами. Здесь под горой она насыщает питательной влагой хвойный дремучий лес на радость окружающей природе. Любуясь горным пейзажем, от души восторгаешься и видом лесов, таких могущественных и живописных.
Да и сама Караидель, полноводная и чистая, течёт вольготно и свободно. Ведь она вырвалась на равнинные просторы возле посёлка Красная Горка после замедленного прохождения действующей плотины Павловского водохранилища и теперь стремительно направляется на встречу со своей сестрой – Агиделью.
Так уж заповедано природой, что октябрь встречает первые снегопады. Так случилось и в этот раз. Снег повалил неожиданно и сильно, словно зима спохватилась, что запаздывает. Знатный снегопад! Крупные снежинки не успевали совершить тур вальса в воздухе, как быстро ложились на землю. И она побелела чистотой первозданной, юной и стыдливой.
А гора ожила, открыла свои объятия небесному дару, превратилась в красавицу, объявив всему миру, что скоро зима будет праздновать начало новой жизни, новых радостей и свершений.