Глава 4. Про поэзию
Из воспоминаний Новоселова: “Тогда, благодаря Хусаинову, мне кажется, все стихи писали. Даже Димка Сухарев про Машку Кулакову. Я многие Айдаровские стихи помню. "Господь простит, он этому обучен"... (Если Дмитрий вышлет свои стихи про “осинку” с удовольствием поставлю в окончательный вариант рукописи, очень даже тогда понравилось. До сего года не знал авторства, даже в сети искал , оказалось – доморощенное))) И таки да, даже я один вирш накарябал. Перечитал и справедливо решил – поэзия это не мое, у меня мозги по другому устроены. А как же, всегда на слуху стихи Айдара, это еще не считая Есенина (общаговский томик я просто захомячил) и Блока. Есть с чем сравнить. Конечно, пони тоже кони, но слишком явственно прочувствовал разницу.
Запомнилась книга, прочитанная по рекомендации Хусаинова. Какого-то голландского современного писателя про орнитологов. Нет, чтобы птичками заниматься, ухаживают за коллегой – единственной женщиной в компании. Ни фига не понравилось, никакой динамики, ГГ только мечтает прибить соперника, сам же боится своего порыва. Я благоразумно воздержался от комментариев, а Артур спросил у Айдара – почему одни книги кому-то нравятся, иным – нет. Поэт ответил – не в уме тут дело, если волны в душе автора совпадают с волнами у читателя, только тогда нравится. Типа, резонанса. Возможно, про совпадение фаз и не говорил, но именно в этом смысле. Возможно, как раз характеристиками волн и объяснил, мы же физику изучали. Так вот, у меня сейчас не всегда наблюдается резонанс с поэзией Хусаинова, но то, что это только мои проблемы – бесспорно. Так сказать, «…что себе придумать в оправданье? Интеллекты разные у нас – повышай своё образованье!». Хотя, наверное, поздновато повышать свой уровень: имхо, вот лично у меня в памяти лишь стихотворные строки, впечатавшиеся до печенок в нежном юном возрасте; а потом, все, амба, душа зарастает коростой. Много раз пытался проникнуться современной русской поэзией, блин, все отскакивает, как болванка сорокопятки от «Тигра» в анфас (пишу не просто образно, знаю, ведь много общался с ветеранами). Лишь иногда особо проникновенные строки пробивают эту броню. В том числе и Хусаиновские. Особенно впечатлила «Смерть воробья». Почему такое название? Это как бы ремейк «На смерть воробья» древнеримского рифмоплета Катулла. Тот все разоряется, что у «егойной» подруги сдох ручной воробей и как все несправедливо устроено в этом мире, раз такая девушка изволит страдать по поводу утери. Наверное, продинамила Катулла со свиданкой, вот и негодует))). Но, не суть. С удовольствием перекопирую весь текст нашего однокурсника:
«Смерть воробья»
Это белое небо Афгана
Над степною дорогой летит.
Вертолет, как подсохшая рана,
Сильно чешется, слабо гноит.
Здесь не слышно журчанья кяриза,
Лишь мелькает себе лазурит.
– Ну признайся, ты просто мазила! –
Бортстрелку командир говорит.
Но молчит бортстрелок, разобижен,
Лишь качает слюну на губе.
Только – что же такое ты видишь?
Показался вдали воробей.
Тут явились и ярость, и смелость,
Бортстрелок провернул ход конем,
И, как будто бы даже не целясь,
Хохотнул пулеметным огнем.
Птичья жизнь в этом бешеном танце
Полетела в чужие края.
Бог простит за убитых афганцев.
Но зачем ты убил воробья?
Не буду распространяться про художественно-лексическое оформление образа – не владею литературоведческими терминами, короче, просто сильно нравится). А более всего подкупило содержание. Ну, во-первых, человек особо и не изменился за последние две тыщи лет. Тут ведь прослеживается такая параллель: Катулл не особо грузился по поводу геноцида тысяч и сотен тысяч людей во имя установления «Pax Romana», а вот кончина ничтожной, однако «своей» птички – это уже трагедия; Хусаиновские вертолетчики (американские, ибо стихотворение написано в 2010 году) тоже не парятся истреблением афганцев за ради своего «Pax Americana», но командир вертолета как бы и осудил стрелка за убийство воробья. Хотя уже и «не своего», ничейного – следы духовной эволюции таки присутствуют. ...Нет на них нашего КС-19, и ранее, и сейчас – двойные стандарты!
А во-вторых, начинаешь думать – командир или дебил, или очень и очень мудрый человек. Дебил, если думает, что афганцев можно мочить почем зря, второй сорт-с, протестантский бог (или атеистический бог – не суть), типа, все одобрит. Мудрый – если понимает, что практически все фатально предопределено, они просто не могут не воевать с афганцами, а вот убийство воробья – это уже свободный выбор бортстрелка. И он только ради своего куража встал в данном конкретном случае на сторону Зла.
…Возможно, сам Айдар Гайдарович вкладывал несколько иные нравственно-этические и смысловые нюансы, это неважно. Ведь единственное отличие настоящей литературы от просто чтива – там каждый читатель ищет и находит именно свое, личное.
Впрочем, не буду загружать однокурсников своими рефлексиями. Продолжим про студенческую жизнь.
Ходит байка, ни подтвержденная, ни опровергнутая сейчас участниками: «Когда Хусаинов заселился в комнату, он сказал ребятам, что включает свет по ночам, потому что "пописывает". Он имел в виду стихи, а парни решили, что у него энурез и всполошились».
Зуб даю, ни у Айдара, ни у других ребят энуреза не было, в общаге все как на ладони. Здесь все видно, все слышно, все чуемо. А вот энкопрез был, но к счастью, только у залетного. Короче, пришел к нам земляк одного из парней, наш ровесник, вроде даже и студент. Мне он сразу не глянулся, как сели за стол, стали раскупоривать «бомбу» с дешевым и вкусным вином, он принялся поторапливать, типа, что менжуетесь, быстрее разливайте! И руки противно так дрожат. А мы же пьем не ради пьянства, а для общения. Но какие там выяснялки, типа, кто кого уважает, и кто кого переборет, слон или удав, слон или кит – гость откопытился после первого пузыря крепленого вина. Откинулся назад и отрубился тяжким сном. Видать, уже в том юном возрасте дошел до последней стадии алкоголизма (Вот, когда валялся на кровати в нашей комнате, у него и приключился пресловутый энкопрез. Воняло страшно. А тут еще заглянул в комнату старший по этажу – гидрофаковец, блондинистый детина, этакий некондиционный истинный ариец. На нас никогда не наезжал, но тут его прорвало: «Чтобы вот. Это(указал пальцем на тело) я никогда больше в нашей общаге не видел!» Отлучил, так сказать, от нашего высшего общества. Вот тогда-то я сделал себе вывод – пьянство это ни фига не круто. А того парня больше не видели (даже не буду упоминать, чей он земляк), наверное, спился совсем. Жалко.
И опять про энурез. Флудер уровня 80 LVL (ваш покорный слуга) никак не может обойти эту благодатную тему без очередного экскурса. Короче, из башкирской народной медицины, такого во всем интернете нет. Рассказывал человек, который с бабкой-знахаркой вылечили племянника. Зимой собирается заячий помет возле молодого осинника. Летом заяц жрет все подряд, а тут у него осиновая диета. И экскременты на снегу – почти что стерильные условия, нет заразы. Помет сушится, толчется в ступе и вперемешку с мукой выпекается хлебобулочное изделие. Императивное условие – пациент не должен знать, чем его потчуют. Вот и у того дяди племянник враз вылечился, вырос, отслужил в армии, прожил долгую жизнь, умер и только после этого он решился нарушить бабкино табу. Что осиновая кора обладает противомикробными свойствами, знал и раньше (даже сам жевал), а вот что и от недержания лечит – слышал впервые. Хотя, возможно, работает только в синергии с ЖКТ зайца.
Блин, начинал с культуры, с творчества, а как закончил… до чего же много символизмов в нашем подлунном мире! Это я в свой огород булыжником запускаю, если что))).
Продолжение следует…