Сколько стихов и песен посвящено осени и ее чудной поре со возвратом тепла, безветрия – бабьему лету. Иван Бунин писал, что в это время «Лес, точно терем расписной…», а Игорь Кохановский увидел, что «Клены выкрасили город колдовским каким-то цветом» (В. Высоцкий написал на эти стихи музыку и исполнял ее).
Уфимская осень в 2020 году нарядила деревья и кусты в особо яркий наряд: золото и багрянец повсюду. Совсем недавно торжествовала зелень и вот – полное преображение: пестрота, разноцветье …
Уже в сентябре появлялись ночные заморозки, но солнце не отступало и настойчиво протягивало свои лучи к земле. Борьба холода и тепла, яркий свет при сухой погоде всегда способствуют причудливой раскраске листьев. Александр Пушкин, ценитель осени, оставил нам такие строки: «Люблю я пышное природы увяданье, / В багрец и золото одетые леса».
Первыми теряют зелень березы, липы и дубы. Их листья, наполняясь желтизной, становятся охристыми и золотыми. Смотришь и прищуриваешься – так ярко! Когда березы желтеют с верхушки, то ждать надо ранней весны следующего года, а если с нижних ветвей – жди весну позднюю. Так говорит народная мудрость.
Но до следующей весны далеко…Полюбуемся на осенние пейзажи сейчас. А любоваться есть чем.
Особо старается «клен кудрявый, лист резной»: он и зелень чуть удерживает и желтизну допускает, а багрянец сам захватил половину листа. С каждым днем новый окрас разливался все больше и больше, каждый листочек расписан по-разному. Листья-открытки клен щедро бросает прохожим под ноги.
Осина переоделась в кумачовый наряд. Поэт Евгений Баратынский подтверждает это строкой: «И красен круглый лист осины». Под ветерком осиновые листья трепещут и будто сливаются – все дерево как под вуалью стоит.
Рябина весь август радовала гроздьями оранжевых и красных ягод, а в сентябре зарозовели перистые да зубчатые листья, уже и не остановишь: краснеют и краснеют. Ажурная крона – словно пылающий сноп! Уже и ягод средь листьев не различить.
Для биологов это дерево – «Рябина обыкновенная», а в народе ее принимали как особый дар природы и величали «царским растением», (была и «царская ягода» – крыжовник). Ягоды рябины всегда с человеком: в букетах, бусах, поделках, в сушнине. Ими хоть лечись, хоть на стол поставь как вино или варенье. Живет рябина в стихах, песнях, легендах, пословицах. Ветви с плодами годны в обереги: все недоброе при них тает. Зимой птицам ягоды рябины – корм верный.
Но яркой листве пришла пора опадать. «Лёгкое племя» (так Ф. Тютчев назвал осенние листья) убрало землю причудливыми коврами. Сухой покров звонко шелестит от дуновения ветерка или мышиной суеты. С 25 сентября (со дня Артамона) уходят из полей, лесов живность посерьезней мышей-полевок – змеи. Они устраивают себе зимние урочища вдали от летних мест: среди камней, мха и валежника.
Уфимский парк им. Якутова посещаем горожанами в любую погоду. На нынешнее затяжное бабье лето 11 и 12 октября пришлось празднование в честь Дня Республики. Массовые, шумные мероприятия в пору карантинных ограничений были не уместны, и отдыхающие довольствовались размеренными гуляниями на воздухе семейными группами, у всех хорошее настроение. Оборудованные детские площадки развлекают ребят. Трудяги-пони по дорожкам парка катают малышей.
Лучшие уголки городского оазиса, приметы осени попадают в галереи смартфонов.
Все тянутся к озеру полюбоваться водной гладью. Сюда, перед отправкой в южные края, слетаются последние утиные стаи. Заросли камышей после чистки озера исчезли, лишь хилый пучок травы жмется к берегу и не может служить укрытием для водной птицы. Шесть уточек без селезня тревожно крутятся на воде, увертываясь от катамаранов, временами взмывают ввысь и снова опускаются.
После реконструкции парка особо интересно выглядит его восточная сторона. Красивое ограждение из металла благородной ковки отделяет зону отдыха от озера. На дизайнерских удобных скамейках расположились слушатели, их привлекли живые звуки саксофона. Певучий тембр инструмента и романтическая мелодия проникают в душу.
Вокруг парка выросли элитные жилые дома. Необычные волнообразные балконы одной из высоток обращены к озеру. К всеобщей радости горожан, усилиями активистов «Архзащиты» сохранен усадебный деревянный дом постройки 1913 года. Ажурная резьба фасада и резные наличники впечатляют. Дом занимал угол, образованный улицей Лазаретной и Уральским проспектом и принадлежал Бельскому пароходчику Василию Ильичу Самоделкину – гласному Уфимской Городской Думы. Отреставрированный особняк интересно вписался в общий жилой комплекс, только названия улиц давно переименованы в улицу Ленина и Бульвар Ибрагимова.
На коротком проходе к улице Ленина диссонансом с современным архитектурным великолепием смотрится деревянный одноэтажный дом. Он примыкает к территории Лютеранской кирхи и сохраняет табличку: «Улица Белякова».
Осень в разгаре, но пока она не принесла ни хмурых дней, ни снежного покрова. Именно такой поре Пётр Вяземский посвятил стихотворение «Осень»:
«Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя».